Доктрина национального раздора

mitingAlmaata3Назарбаевская Доктрина национального единства вызвала неожиданно бурную реакцию в обществе. Члены некоторых общественных движений даже грозили начать 17 декабря бессрочную голодовку. Их поддержала политическая оппозиция. Но и для тех, и для других явилось полной неожиданностью, что на площадь поддержать их пришли не десятки-сотни человек, как обычно на такие мероприятия, а несколько тысяч.

 

 

 

Доктрина была презентована 26 октября на 15 сессии Ассамблеи народов Казахстана президентом страны Нурсултаном Назарбаевым.

Президент сообщил, что на предыдущей сессии он поручил разработать этот проект Ассамблее, и теперь документ надо тщательно обсудить, провести обстоятельную общественную экспертизу с участием политических партий, этнокультурных центров, НПО. Доктрина, по мнению президента, должна стать, с одной стороны, обобщением уже имеющегося у Казахстана «немалого опыта», а с другой – основой для движения вперед, долгосрочных и среднесрочных стратегий проведения национальной политики, дальнейшего укрепления политической стабильности, единства и согласия в стране.

 

Президент считает, что основной целью доктрины является сплочение всех этнических, религиозных и других социокультурных групп, живущих в Казахстане, в единую гражданскую общность на основе совместного созидания общего государства, толерантности, гражданства и обязательного знания государственного языка страны (при этом президент подчеркнул, что для этого нужно время и торопиться не нужно). Хотя бы потому, что от безопасности внутри страны зависит внешняя безопасность. Основой национального единства, считает Нурсултан Назарбаев, могут служить общая история, общие для всех казахстанских этносов ценности и общее будущее, которое казахстанцы выбрали, определившись с гражданством суверенного Казахстана.

 

Сам проект Доктрины под «национальным единством» подразумевает «целостность существования этнических общностей в составе единого государства, высокая степень самоидентификации граждан страны с Республикой Казахстан, с существующей системой ценностей и идеалов». Основой национального единства казахстанского общества должна стать общность ценностей, которые близки абсолютному большинству казахстанцев.

Конечные цели многочисленны и сливаются в одно светлое будущее: укрепление общеказахстанской идентичности, поддержка консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества; развитие государственного языка как фактора единения народа Казахстана; содействие сохранению и развитию этнокультурной, языковой самобытности казахстанских этносов сохранение и развитие этнокультурного многообразия Казахстана, дальнейшая реализация формулы «Единство – через многообразие; обеспечение функционирования казахского языка в качестве государственного в делопроизводстве центральных и местных государственных органов; увеличение доли телерадиовещания на казахском языке, развитие интернет-сайтов на государственном языке; повышение политико-правовой культуры населения в области межэтнических отношений, формирование нетерпимого отношения к проявлениям ксенофобии, экстремизма и бытового национализма во всех их формах и проявлениях.

Кроме того, в предстоящие годы все казахстанцы, особенно подрастающее поколение, должны овладеть государственным языком. Как видите, ничего в этом документе нет такого, что не декларировалось бы ранее в Конституции страны, законах и выступлениях с высоких трибун.

 

Желтоксан forever

 

Но национальная тематика в постколониальных и в постоталитарных обществах всегда настолько болезненна, что люди, зачастую незаметно для себя, впадают при ее обсуждении в глухую иррациональность, вплоть до отключения инстинкта самосохранения (вспомнить хотя бы, чем закончились публичные «поиски справедливости» в Югославии и Сумгаите). Возможно, поэтому восприятие этого вполне невинного документа, единственный грех которого заключается в неупоминании государствообразующей роли казахского народа (но этот аспект определен в Конституции страны, в преамбуле которой сказано «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле...»), вызвал излишне, на наш взгляд, нервную реакцию некоторой части казахской интеллигенции.

 

Обсуждение Доктрины в Академии искусств имени Жургенова проходила в совершенно необычном для «круглого стола» формате. По утверждению журналиста Серика Малеева, в здание категорически не пускали прессу, у входа стояла охрана, а участников заводили строго по списку. Страсти на обсуждении кипели нешуточные, а Мухтар Шаханов заявил, что объявит голодовку, если власти не прекратят обсуждение Доктрины. По его словам, эту инициативу поддержали 30 человек под началом Бактыбека Иманкожа из общественного объединения "Желтоқсан рухы", 20 человек под началом Бейсенгазы Садуулы из общественного объединения "Желтоқсан ақиқаты", группа ученых, возглавляемая известным историком, доктором филологических наук Мекемтасом Мырзахметовым, также группа матерей во главе с матерью погибшего в тюрьме Кайрата Рыскулбекова Даметкен Асанбаевой и матерью жертвы декабрьских событий Ляззат Асановой – Алтынай Асановой. Шаханова поддержали лидеры ОСДП «Азат» Булат Абилов и Жармахан Туякбай. Всего набралось около 400 человек.

 

Через несколько дней, правда, Мухтар Шаханов объявил об отмене своего решения. Этому предшествовала встреча с заместителем председателя Ассамблеи народа Казахстана Ералы Тогжановым. Секретариат Ассамблеи народа Казахстана приостановил обсуждение доктрины до тех пор, пока оппозиция и представители общественного движения не представят им свой альтернативный вариант документа. «До 20 января группа во главе с М. Шахановым обещала представить нам свой проект доктрины. После того, как он к нам поступит, будет создана специальная рабочая комиссия», – сказал Ералы Тогжанов, но подчеркнул, что в Ассамблее будут рассматриваться не только проект документа, разработанный национал-патриотами, но и предложения других политических партий и движений. Правда, по поводу другого требования протестующих – решения вопроса правового статуса участников декабрьских событий 1986 года – он предложил обратиться к парламенту.

 

Тем не менее, по сообщениям СМИ, ректоры университетов получили распоряжение отправить иногородних студентов перед 16-17 декабря по домам или, в крайнем случае, не выпускать их из общежитий. 16 декабря на улице Фурманова полиция задержала около 40 молодых людей, направлявшихся к площади, но через несколько часов отпустила. 17 декабря к немногочисленным оппозиционерам, пришедшим возложить цветы к монументу Независимости, присоединилось, по разным оценкам, от 1,5 до 3 тысяч человек. Люди открыто выражали недовольство Доктриной национального единства и озвученной президентом страны информацией о просьбе Китая передать Поднебесной 1 миллион гектаров казахстанской земли для выращивания сои и рапса.

 

По некоторым данным, полиция Алматы была в эти дни дополнительно укреплена подразделениями из других регионов Казахстана. Но акция протеста прошла без серьезных эксцессов. Не только протестующие, но и полицейские старались не допускать каких-либо провокаций друг против друга. Таким образом, тревожное начало имело вполне оптимистичный финал, свидетельствующий о том, что в Казахстане наконец-то появились некоторые зачатки гражданского общества, когда вполне обычные люди не боятся вслух говорить власти достаточно неприятные вещи, а власть, в свою очередь, реагирует хоть и не вполне грациозно, но хотя бы адекватно, не шарахаясь от собственной тени, как это происходит у нас, например, во время выборов.

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details