respublikaОбзор казахстанской прессы ИА REGNUM: "Казахстан за неделю"

 

 

Голодомор в Казахстане - ключевая тема казахскоязычной прессы.

 

Необходимо отметить, что информационное поле республики органично поделено на две части по языковому принципу. Обе медийные половины все эти годы развивались параллельно, вне зависимости друг от друга. Более того, информационная продукция на казахском языке была своего рода terra incognita медийного поля: до принятия закона, который определил минимальный 50-ти процентный порог вещания на государственном языке, национал-патриотическим изданиям не уделялось большого внимания.

 

Они существовали в рамках стереотипов еще советского времени, оставаясь в тени русскоязычной прессы. И только в последнее время они стали в полной мере использовать возможности медийного пространства. Благодаря этому у казахстанской аудитории практически впервые за годы независимости появилась возможность осознать непримиримую позицию воинствующих национал-патриотов. Безусловно, нельзя сказать, что абсолютно все казахскоязычные газеты занимают жесткую позицию. Но при этом даже беглый взгляд на контент позволяет говорить о политических предпочтениях казахскоязычного поля республики. Вот только специфика его такова, что не существует никакой возможности говорить об информационной картине недели - тематическая полемика обновляется крайне медленно - многие ее стороны всплывают на суд читателя в течение двух-трех недель.

И это еще одна неизжитая особенность казахской прессы.

 

"Голодомор - это акция, направленная на истребление казахского народа"

 

Политическую оценку голодомору в Казахстане требуют дать представители казахской интеллигенции на страницах "Казахстан-адибиеты". Издание публикует открытое письмо Союза писателей Казахстана, подписанное в том числе политологами, журналистами, общественными деятелями. Гордо неся знамя исторической идентификации, авторы письма предлагают углубиться в идеологию.

 

"Страшные события голодомора, не имеют никакой связи с "нехваткой урожая", или "неготовностью кочевников к социализму", как говорилось в те годы, но это акция, направленная на истребление казахского народа, проводимая Сталиным, Голощекиным и партией большевиков. Такой была политика высшего руководства Советского Союза тех лет. Самое настоящее преступление, борьба с народом. Были истреблено население таких сельскохозяйственных регионов СССР, как Казахстан, Поволжье, Украина. Большевики не жалели и русских, отбирая у них скот и кров.

 

В 1916 году численность казахов составляла 6 миллионов, тогда как к 1933 году количество казахов уменьшилось до трех миллионов человек. С 1918 по 1922 годы, погибло порядка 1 миллиона представителей казахской нации, а уже к 1933 году цифра потерь среди казахов возросла до 2 миллионов 300 тысяч человек. В основном это были жители аулов, занимавшиеся сельским хозяйством. Таким образом, Сталин, используя партию большевиков, устроил "красный террор" против простых людей. За беды нашего народа свою ответственность сегодня должны нести коммунистические партии республик СНГ, пришедшие на смену КПСС. Они должны ответить за геноцид.

 

После того, как будет дана политическая оценка событиям прошлой истории, мы просим правительство РК и парламент рассмотреть указанные ниже пункты, обсудив с президентом страны возможность их реализации. Все это делается в память о жертвах геноцида и политических репрессии тридцатых лет.

 

В этот день, в каждой мечети и церкви, воздавать память погибшим нашим соплеменникам, вспоминая их имена.

 

Построить в Астане или в Алмате мемориал в Память о погибших. И пусть примером для нас послужат памятники жертвам холокоста в Европе. Потомки не должны забывать прошлого, помня о своей истории.

 

Во всех областях нашей страны должны быть воздвигнуты памятники, или мемориальные комплексы, где можно будет почтить память жертв, погибших от голода и политических репрессий.

 

Необходимо, чтобы событиям тех лет была дана в истории объективная оценка, как о самом жесточайшем времени за всю тысячелетнюю историю казахов.

 

Необходимо оказать всемерную поддержку историкам и архивным работникам, проводящим исследование в данном направлении.

 

Писатели, работники кино, композиторы должны внести свою лепту, раскрывая тему геноцида казахского народа".

 

Поднимает вопрос голодомора и "Айкын", издание, не так давно перешедшее под крыло президентской партии "Нур Отан". На страницах газеты политолог Айдос Саримов и директор государственного исторического института Буркитбай Аяган практически в унисон говорят о событиях начала XX века в Казахстане. "Общество должно дать политическую оценку голодомору тридцатых годов, - уверен Буркитбай Аяган. - Необходимо назвать имя того, кто повинен в огромном количестве смертей. Требуется исследовать всевозможные документы, Москва должна просить прощения за свои кровавые злодеяния. Ведь в те годы погибло более трех миллионов ни в чем не повинных казахов!

 

Кому-то удалось иммигрировать в Россию, Иран, Китай, Монголию, Афганистан. А те, кто не успели пересечь границу, были расстреляны при попытке ее перехода. Народ выступал против политики Советского Союза. На слуху восстания: Абыралы, Созак, Адай. Некоторые русские деревни также вступали в открытую вооруженную борьбу. Правительство Советского Союза жестко расправилось с восставшими. К примеру, при подавлении выступления Адай были использованы силы астраханской флотилии. Против народа были направлены танки. Созак бомбили самолеты. Восставшим даже удалось сжечь один бомбардировщик. Правительство большевиков использовало самые жесточайшие, карательные меры в борьбе против казахского народа".

 

Немного мягче позиция у Саримова: "Сегодня казахское общество поднимает вопрос о голодоморе не для того чтобы отдалиться от России. А для собственной идентификации. Народ не знающий своего прошлого, не может процветать. Мы лишились в XX веке более четырех миллионов людей. А ведь у них у всех были имена, фамилии, они были кому-то дороги. Они были чьими-то отцами и матерьми, чьими-то детьми. Многие из них так и остались не оплаканными. Если бы эти люди и их нерожденные потомки были живы, нас бы сейчас было вдвое больше чем узбеков.

 

Давая политическую оценку голодомору, мы не стремимся кого-то осудить или наказать. Ясно, что должна быть осуждена Коммунистическая партия, преступная организация, повинная в истреблении миллионов людей. Так как именно коммунистическая идеология повинна в массовом истреблении нашего народа. В мифологии русских, есть такие понятия как "мертвая вода" и "живая вода". Для излечения ран и возвращения к жизни человека, на него сначала брызгают мертвую воду. И только после этого дают испить живой воды. Мертвая вода - история. Мы до сих пор не обрызганы этой мертвой водой. Для воскрешения народного духа и пробуждения патриотизма - необходимо знать свою историю. Если мы будем спрашивать себя: "А что же скажет Россия, и как она поступит?", то следующие 20-30 лет для нас пройдут бесцельно. Главное узнать истинные имена тоталитарных преступников. Для этой цели нам необходимо создавать народные институты и мемориалы в Алмате и Астане" (перевод осуществлен авторами ресурса Altyn-orda.kz).

 

Вообще, в смысле взгляда на Россию, понимания и осознания большого северного соседа казахская пресса представляет собой довольно пеструю смесь из национальных мотивов, демократических принципов и тенденциозной аналитики. "Туркестан", например, публикует авторский материал, в котором России на вид ставится излишнее увлечение советской историей. Что в связке с поисками исторической идентификации казахскоязычного поля выглядит несколько странным.

 

"Куда же идет Россия? Можно вспомнить, как пришедший к власти в 1999 году Владимир Путин возродил некоторые символы прежнего Советского Союза. Мы были свидетелями того, как он принимал участие в праздновании дня рождения Сталина. И тот же Путин возродил сталинский гимн, (поменяв в нем лишь слова), вернув заодно армии красный стяг. Один из лидеров организации "Мемориал" высказывает следующее мнение по данному поводу: "Владимир Путин, можно сказать, вернул уважение к эпохе Советского Союза. Он понял настроения народа. Российскому обществу пришлись по душе его действия, направленные на возрождение национального духа". Огромный смысл при Путине придается 1945 году как году победы советского народа над гитлеровскими захватчиками. Культ Сталина стал служить едва ли не примером для подражания.

 

И вот уже в 2007 году выходит двухтомная работа - "учебное пособие для учителя", направленная на "выправление" государственного взгляда на проблемы истории. Ее авторы Александр Данилов и Александр Филиппов, под кураторством кремлевских начальников, пытаются перелицевать многие исторические факты. Прочитав первую страницу книгу, сразу вникаешь в ее содержание. Цель ее в возрождении патриотизма. Учебник истории избегает ответов на многочисленные вопросы, касающиеся эпохи сталинизма. Напротив, авторы книги поддерживают сталинскую апологетику, считая последнего "рациональным правителем". В то время как ужасающий красный террор в книге подается - "прагматичным решением экономических проблем". Кощунственная трактовка.

 

По версии авторов, репрессии были средством борьбы против нежелающих работать. А голодомор тридцатых годов - это просто засуха, наложившаяся на незаконченную коллективизацию. Но чтобы мы не говорили, как бы не возмущались, книга вскоре выйдет в свет, и будет распространяться в российских школах в ближайшем будущем. В Интернете учителя уже заявили, что ознакомились с данным пособием".

 

 Назад  1  2  3  4  Вперёд