Казахстан: Древние казахи были оседлыми землепашцами?

 

А теперь проведем викторину по истории Казахстана. Внимание, вопрос: кем были люди, две тысячи лет назад населявшие территорию современного Казахстана:

 

а) кровожадными варварами;
б) дикими кочевниками, бороздившими просторы Великой степи;
в) преимущественно землепашцами, занимавшимися также скотоводством и коневодством в круглогодичных поселениях;
г) (а) и (б) вместе.

 

 

Ответ на этот вопрос, возможно, ближе к третьему варианту (в), чем полагали ранее, считает археолог виргинского Колледжа Свит Бриар (Sweet Briar College) Клаудиа Чанг (Claudia Chang), вот уже почти 20 лет занимающаяся раскопками в районе казахстанского Семиречья под Алматы. Последние находки дают основание полагать, что жизнь древних кочевых племен Степи мало напоминала жестокое и слаборазвитое существование, картина которого до сих пор бытует во всеобщем представлении.

 

Выводы Клаудии Чанг опубликованы вместе с работами восьми других специалистов в новой монографии по археологии железного века Казахстана. Книга «Кочевники и их связи: древнее искусство и культура Казахстана» была выпущена в свет в этом году издательством Princeton University Press. Выход книги был приурочен к открытию одноименной музейной экспозиции.

 

В рамках выставки, развернутой сначала в Институте изучения древнего мира Нью-Йоркского университета, были представлены артефакты сакской, усуньской и пазырыкской культур I тысячелетия до н.э. в контексте развития других ранних соседних культур, существовавших на территории Персии и Китая. Предметы, такие как замысловатая золотая ажурная усуньская диадема с фигурками зверей и вставками из бирюзы и сердолика, десятки золотых бляшек с плоскорельефными изображениями котов и коз из чиликтинских курганов Тарбагатая были отобраны отчасти для того, чтобы продемонстрировать их сходство с персидскими и китайскими образами благодаря взаимовлиянию, осуществлявшемуся главным образом посредством торговли.

 

По словам Соерена Старка (Soeren Stark) – одного из кураторов выставки «Кочевники и их связи», принимавшего участие в написании книги, – крылатые фигурки (например, полуорел-полуолень) являются элементами, появлявшимися как в центральноазиатских, так и персидских мотивах. Также прослеживаются их связи с Китаем.

 

Экспозиция коллекции замысловатых золотых предметов, созданных руками представителей степных племен, преследует и еще одну цель: поправить тех, кто на протяжении всей истории изображал древние центральноазиатские сообщества в далеко не лестном свете.

 

«Считать, что кочевники были нецивилизованными варварами – нет, это не так, – говорит Соерен Старк. – Это была очень развитая культура с очень развитым прикладным искусством».

 

«Кочевые элиты тесно взаимодействовали с другими культурами, – добавляет он. – Они вели торговлю, служили в персидской армии».

 

Древние летописцы были не столь добры к ним. «Варвары с голубыми глазами» – вот одна из известных характеристик, которую дают сакским племенам в своих источниках их китайские современники, говорит Клаудиа Чанг. Древнегреческий летописец Геродот так сочно описывал их жестокие ритуалы жертвоприношений, что те вряд ли могли внушить потомкам, которые решили бы ознакомиться с этими документам, любовь к представителям сакских племен. А поскольку племена Степи сами не оставили известных письменных свидетельств, изучение того, что они оставили после себя, важно вдвойне, отмечает Старк. «Археология превращается в важнейший инструмент исследования, потому что нам приходится подниматься над стереотипами, составленными по письменным свидетельствам их опосредованных соседей», – поясняет он.

 

Музейная экспозиция, судя по всему, является отчасти продолжением целенаправленной работы казахстанского правительства по формированию сегодняшнего имиджа Казахстана на международной арене как одного из современных узловых культурно-экономических центров Центральной Азии, идущего в ногу с основным миром. Данный проект осуществляется при поддержке целого ряда государственных структур, в том числе посольства Казахстана в Вашингтоне, Центрального Государственного музея Казахстана и Президентского центра культуры.

 

После Нью-Йорка экспозиция отправилась в Галереи Фрира и Сэклера Смитсоновского института в Вашингтоне. В своем выступлении на церемонии открытия выставки тогдашний посол, а ныне министр иностранных дел РК Эрлан Идрисов, превозносил «красоту, изящество и тонкость работы, выполненной моими казахскими предками, внесшими такой большой, но оставшийся невоспетым в веках, вклад в развитие цивилизации». Это выступление было опубликовано на сайте посольства республики.

 

Две главы монографии «Кочевники и их связи» посвящены главным образом последним находкам в Берельских курганах, что в Алтайских горах. На десятках курганов (захоронений) было найдено множество артефактов, включая предметы из шерсти, дерева и других органических материалов, сохранившихся в условиях вечной мерзлоты. Среди других обнаруженных в Берельских курганах находок – позолоченные рога и конское снаряжение вплоть до останков самих лошадей, а также тех, кому эти лошади призваны были служить – мужчины и женщины, находившихся, судя по анализу ДНК, в кровном родстве.

 

Некоторые также превозносят Берельские курганы как венец археологических достижений в короткой истории независимого Казахстана. По словам Клаудии Чанг, они рисуют картину жизни древних кочевников такой, какой ее хотели бы видеть многие в сегодняшнем Казахстане. Но раскопки курганов предоставили нам информацию главным образом о жизни и смерти представителей элиты древнего сакского мира, предостерегает она. Курганы мало что рассказывают о существовании рядовых представителей саков.

 

«Это все равно, что иметь дело с «однопроцентниками», – говорит Чанг, сравнивая представителей элиты саков с прослойкой сверхбогатых людей в США. – Дело в том, что там были не только люди, осуществлявшие набеги на своих конях…Чем больше мы узнаем о кочевниках, тем больше понимаем, как заштампован этот термин. Там существовало множество различных экономических схем».

 

В своей части проекта «Кочевники и их сети», публикации и блоге Клаудиа Чанг сформулировала свою теорию о жизни саков и усуней, основанную на не столь бросающихся в глаза данных. Изучив остатки земледельческих поселений и опираясь на результаты идентификации останков животных, она сделала вывод, что простые люди часто оставались на одном месте, поставляя провиант и, возможно, живую силу для состоящих из воинов армий элит.

 

«Мы – цивилизация кочевников», – такую формулировку выдали мне мои казахстанские друзья, – отмечает Чанг. – Но для историка это почти сродни терминологическому противоречию».

 

Один из кураторов Галерей Фрира и Саксера Смитсоноского музея, Александр Нагель (Alexander Nagel), пытается увязать артефакты экспозиции с теорией Чанг.

 

«Когда представляешь себе, как много ремесленников принимали участие в производстве всего этого, можно также составить представление, что за жизнь они вели, – говорит он. – Кто были эти мастера?...В сооружении этих курганов принимало участие все сообщество».

 

EurasiaNet

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details