Бывшие лидеры Германии, которых, по информации журнала Spiegel, пытались нанять для лоббирования интересов президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, отрицают эти заявления.

Британская телерадиокорпорация BBC на своем новостном сайте пишет: «Бывшие политические лидеры Германии красуются на обложке немецкого журнала Spiegel. Однако это не дань чести. Они изображены на фиктивных снимках полиции, их обвиняют в том, что продались для отмывания репутации репрессивного режима Центральной Азии».


Речь идет о влиятельных немецких политиках — бывшем канцлере Герхарде Шрёдере, бывшем президенте Хорсте Келере и бывшем министре внутренних дел Отто Шили. По информации немецкого журнала Spiegel, бывшие лидеры Германии оказались готовыми за плату лоббировать интересы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.


За работу в качестве его «советников» Герхарду Шрёдеру и Хорсту Келеру предложили плату в размере 300 тысяч евро в год, говорится в статье журнала. Видные в Европе политики должны были заниматься нейтрализацией критики в адрес властей Казахстана и продвижением позитивного имиджа страны.


​​По информации журнала Spiegel, Хорст Келер вначале устно дал свое согласие на получение этой оплаты, однако впоследствии отказался и приступил к работе в ООН. Герхард Шрёдер предположительно также вначале согласился — посетил Астану и присутствовал на двух консультационных встречах, однако впоследствии расторг соглашение. По данным издания, за эти встречи ему была выплачена сумма, размер которой неизвестен.


Кроме Шрёдера, Келера и Шили, в числе немецких лоббистов приводится имя также бывшего депутата бундестага Петера Гаувайлера. Двое последних, как пишет Spiegel, получали деньги за влияние на уголовное преследование в Австрии Рахата Алиева, бывшего зятя президента Назарбаева. Контакты, как сообщается, производились через австрийскую адвокатскую контору Lansky, Ganzger, partners.


Австрийские власти арестовали Рахата Алиева для расследования обвинений в убийстве топ-менеджеров алматинского «Нурбанка» Жолдаса Темиралиева и Айбара Хасенова, в феврале этого года он был найден мертвым в одиночной камере в венской тюрьме, предположительно совершив самоубийство. Спустя почти два месяца в Вене начался суд по делу об убийстве двух банкиров, в ходе которого потерпевшую сторону — вдов убитых — представляет фирма Lansky, Ganzger, partners.


​​Журнал Spiegel цитирует ряд электронных сообщений от источника в австрийской адвокатской конторе, которые также указывают на других политиков, включая бывших премьер-министров и бывших президентов Австрии, Испании и Италии, предположительно входивших в казахстанское лобби в Европе.


ВВС сообщает, что Хорст Келер и Отто Шили категорически отрицают использование своих контактов для лоббирования интересов Нурсултана Назарбаева. Герхард Шрёдер, которого в прошлом критиковали за лоббирование интересов российского «Газпрома» и последующую работу на эту компанию, даже заявил о том, что подаст в суд на журнал Spiegel.


«Правдивы ли обвинения Der Spiegel — некоторые из которых нечеткие и предположительно основанные только на одном ряде электронных сообщений? Нет сомнений в том, что некоторые богатые нефтью авторитарные страны выбрасывают огромные суммы денег на западных лоббистов, пиар-компании и фиктивные научные центры для полировки своего имиджа в Европе», — говорится в статье, опубликованной на сайте BBC.


Казахстан — не единственная страна, готовая «купить уважение», пишут в BBC. На его сайте отмечают, что Узбекистан «маскирует нарушения прав человека» с помощью европейских лоббистских организаций, а Азербайджан «платит западным консультационным фирмам и тратит рекордные суммы на роскошные мероприятия, как «Евровидение» и Европейские игры, в то время как сажает в тюрьму журналистов и критиков властей».


Радио Азаттык, 20.06.2015