Featured

Герольд Бельгер: Казахская интеллигенция с каждым разом лишь разочаровывает народ

 

ДОКТРИНА, ВЗБУДОРАЖИВШАЯ КАЗАХОВ

 

- В начале разговора вы сказали, что судьбы казахского и немецкого народов очень схожи. Однако немцы, испытавшие на себе тяготы, невзгоды и унижения депортации, как нация, сумели сделать соответствующие выводы. Может из-за этого, немцы не пресмыкаются перед чиновниками, не унижаются перед властьимущими. В Казахстане даже интеллигенция то и дело готова подмазаться власти.

Когда дело доходит до такой щепетильной темы как национальный вопрос, то интеллигенция не спешит раскрыть истинную картину, избегает этого. Например, даже при обсуждении недавно предложенной президентом Казахстана проекта доктрины национального единства мнения казахских интеллигентов разделились. Одни начали оправдываться на страницах провластных СМИ, что не подписывали протестное письмо. Другие, посредством газеты «Казах адебиети», издаваемой Союзом писателей, публиковали свои статьи против вышеназванной доктрины...

- На столь объемный вопрос мне придется отвечать очень долго, но постараюсь быть кратким. Когда мы говорим о немцах, всегда вспоминаем одну вещь. Я в основном говорю о советских немцах. Мы на территорию Советского Союза пришли 200 лет тому назад во времена царствования Екатерины. В отличие от европейских немцев, мы совсем другие. За 200 лет мы отдалились от них. Наши немцы сохранили язык и диалектику времен двухсотлетней давности.

В Германии за это время перешли на литературный немецкий язык, а мы отстали от этого. Поэтому и менталитет у нас разный: у них европейское воспитание, а мы росли среди казахов, узбеков и русских.

С тезисом о том, что немецкий народ обладает высокой культурой, с этим никто не спорит. И вправду это так. Если говорить об интеллигенции, то действительно, немецкая интеллигенция, возможно, на голову выше нашей. Как никак это европейское воспитание. Их взгляды, мировоззрение немножко по иному сложились. Казахская интеллигенция, увы, с каждым разом лишь разочаровывает, огорчает наш народ.

Недавно, когда шло бурное обсуждение доктрины национального единства, я одним из первых подписался под тем обращением, глубоко понимая, что этот документ неприемлем для нашего общества. Ни в коем случае нельзя принимать эту доктрину в таком виде. Я в корне не воспринимаю инициативу о создании «казахстанской нации».

Если даже мне выдадут паспорт, где не указана моя национальность, то я сам, собственноручно впишу туда, что я немец. Я не знаю, что означает понятие «казахстанская нация». Моя национальность – немец. Также у казахов – казах, у русских – русский. Такие сомнительные документы являются политическим вымыслом, что в целом является катастрофичным для казахского народа. Поэтому я сознательно подписал это письмо.

Конечно, состояние здоровья не позволило бы мне принять участие в голодовке. Тем не менее я полностью поддерживаю инициативу группы интеллигентов во главе с Мухтаром Шахановым. Очень своевременное, необходимое и правильное начинание.

Нельзя всегда соглашаться с властью и слепо следовать за ней. Наша власть часто ошибается, заблуждается, сбивается с пути. Иногда придумывает уму непостижимые, непопулярные вещи и пропагандирует все это среди народа. Нельзя молча смотреть на это. Интеллигенция должна зорко следить за инициативами власти, быть крайне осторожной.

Я читал, как некоторые представители нашей интеллигенции на страницах газет начали оправдательную исповедь о том, что они не подписывались, что кто-то без их согласия включил в список подписантов, что они никогда не выступали против и так далее. Это, конечно, сильно меня расстроило. Я не считаю, что это правильно.

В наше время нужно делать твердый выбор: на какой ты стороне баррикады. Сегодня противоречия между властью и народом все углубляются. Власть отдалилась от народа. В такой ситуации интеллигенция должна преодолеть свою боязливость, нерешительность и открыто высказывать свое мнение.

 

- Тем не менее казахская интеллигенция, на которую народ возлагает определенные надежды, при встрече с представителями власти забывает о чаяниях народа и, подлизываясь к чиновникам, решает свои личные вопросы. Почему те положительные черты, которые присущи немецкой интеллигенции, не наблюдаются у казахской?

- Не только немцы, но и во всей Европе, в том числе и в Америке, льстить и потакать чиновникам считается большим унижением. Мы еще не можем перебороть рабский менталитет. Европейские писатели очень авторитетны и влиятельны в обществе. Там представители интеллигенции высоко себя ценят. Никогда они не преклоняются перед властьимущими и не целуют им руки. Потому что это позор. Все это недопустимо в цивилизованном обществе как пережитки феодализма.

Здесь мне вспоминается одна история, которая произошла с известным западным писателем Уильямом Фолкнером. Когда он получил Нобелевскую премию мира, президент США пригласил его на торжественный ужин. Писатель не поехал к нему, так как до президентской администрации необходимо было проехать 200 километров. Фолкнер не захотел тратить столько топлива ради одного ужина. Это такой небольшой пример.

В нашем случае мы видим обратное. Наша писательская интеллигенция то и дело лебезит перед властью, ведет себя по-рабски. Со многими из них у меня дружеские отношения. В обществе они ведут себя по-иному, а перед властью меняются кардинально. Поэтому у меня пропадает желание подписывать с ними какие-то совместные обращения, письма. Такие люди, сегодня подписав, завтра могут отказаться. Я не раз был свидетелем таких действий. Это меня сильно расстраивает.

 

- В данном контексте, вы можете сказать, есть ли у нас казахская интеллигенция?

 

- Нет, пусть на этот вопрос ответят сами казахи.

 

- Если вы действительно любите казахский народ, то не уходите от ответа, ведь это очень принципиальный вопрос, который, возможно, является квинтэссенцией нашего сегодняшнего разговора...

 

- Отрицать полное отсутствие казахской интеллигенции я не могу. Ведь есть у нас Салык Зиманов, Тохтар Аубакиров, которые отличаются принципиальностью, честностью. У этих людей есть собственная позиция, есть мировоззрение. Если скажу, что у нас нет интеллигенции, то я, выходит, и этих людей игнорирую.

 

Я не могу вычеркнуть Зиманова и Аубакирова из числа казахской интеллигенции. Я их высоко ценю. Но, в целом, у нас очень слабая интеллигенция.

Интеллигенция – понятие, которое ввели в лексикон русские. На Западе такого понятия нет. Там высокообразованных, глубокомыслящих, рассудительных людей относят к категории интеллектуалов. Они не вмешиваются в политику.

 

Нашим большим недостатком является возвышение чиновничества. Мы чуть ли не встаем на колени перед акимами и большими начальниками. На Западе интеллектуалы себя считают выше любого чиновника. Они знают, что власть – это временное явление, а литература, культура, философия – ценности, которые никогда не исчезнут. Такого понятия у нас нет.

Наши поэты и писатели пресмыкаются перед акимами, которых в любой момент могут поменять. Это сильно огорчает. Настоящий писатель должен выражать свои мысли свободно, только так можно заставить власть считаться с нами. Вот в чем проблема.

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details