Пояс опасности. Выходцы из Казахстана составляют немалую долю боевиков ИДУ, готовых к боевым действиям на юге нашей республики.

 

В журналистике не принято ссылаться на собственные материалы. Это более характерно для научной или аналитической деятельности. Сначала выдвигаются гипотезы, потом они уточняются, проверяются фактами или опровергаются ими. Вот и в данном случае речь идет не столько о журналистике, сколько об аналитике.

 


В сентябре прошлого года на страницах «Новой» — Казахстан» автор писал о плане талибанизации Центральной Азии, который вкратце заключался в следующем: США ведут интенсивные переговоры с последователями муллы Омара, чтобы как можно скорее договориться с талибами о передаче им власти на выгодных для себя условиях в «пуштунской» части страны. Зато, опять же по договоренности с США, талибы и их побратимы из организаций типа Исламского движения Узбекистана (ИДУ) будут смещать к северным границам свою боевую активность.

 

Тем самым создается прямой канал воздействия на соседние республики, который уже позволил Вашингтону добиться резкой переориентации Ташкента на Пентагон для обеспечения региональной безопасности. США отвели Узбекистану ключевую роль в создании «пояса безопасности» вокруг Афганистана (то есть, иными словами, Ташкент в случае его благоразумного поведения будет выведен из-под удара). В перспективе этот канал воздействия позволит Америке добиваться своего и от Душанбе, и от Бишкека, и, возможно, от Ашхабада — в данном случае местным режимом будет продемонстрирована тактика чередования угроз и их предотвращения. Хамида Карзая и таджикских командиров афганского Севера к этим переговорам стараются не допустить.


Прошло полгода, и вдруг один за другим стали проступать элементы информационной мозаики, которые точно складываются в этот узор. На днях афганские СМИ, ссылаясь на источники в руководстве северо-восточной провинции Бадахшан, граничащей с Таджикистаном, сообщили о том, что там «в последнее время наблюдается скопление иностранных наемников», выходцев из республик Центральной Азии и России. Говорится, что эти боевики пользуются поддержкой движения «Талибан».


И тут же узбекские СМИ, в качестве источников указывая на сотрудников местных спецслужб, вбросили информацию о попытках ИДУ переправить в Таджикистан, Киргизию и Узбекистан своих боевиков, которых сейчас интенсивно вербуют и готовят в Афганистане и Пакистане, а также о том, что переброска пойдет полным ходом, как только весной откроются пути сообщения, ведущие в республики Центральной Азии.


Одновременно с этим один из лидеров этнических таджиков в Афганистане, глава блока «Национальный фронт Афганистана» (который часто называют политическим преемником Северного Альянса) Ахмад Зия Масуд, предупредил мировое сообщество и особенно Россию, что без помощи извне Афганистану грозит опасность распространения нестабильности на север республики и далее за ее пределы. То есть именно на Центральную Азию. Брат легендарного Ахмадшаха Масуда указал на то, что террористические организации и афганские повстанцы активизируются в восточной части страны, но их цель — север.


Наконец, самым громким, если не сказать скандальным, звеном в этой цепи сообщений стало заявление самого Хамида Карзая о том, что крупные теракты, которые были осуществлены повстанцами в феврале и начале марта в Афганистане, спланированы для того, чтобы создать атмосферу, в которой Кабул будет просить сохранить части воинского контингента США в Афганистане. Из его слов, сказанных в минувшие выходные, можно сделать вывод, что эти действия повстанцы осуществляют, находясь в постоянном контакте с США, которые более не воспринимают талибов в качестве противников.


Карзай прямо указал на то, что Вашингтон ведет за спиной Кабула сепаратные переговоры с «Талибаном» и в Катаре, и в Европе, то есть фактически признал, что его из этого процесса исключили. Это подчеркнула и реакция нового командира международного контингента в Афганистане генерала Джозефа Данфорда, последовавшая на заявление афганского президента. Вместо того чтобы не оспаривать секрет Полишинеля — а именно наличие постоянных контактов эмиссаров США с представителями муллы Омара, — он заявил, что президент ошибается, и переговоры с талибами уже год как прерваны.


Итак, мозаика вдруг сложилась ровно по тому узору, который был обозначен в сентябре. Почему именно сейчас стала массированно вбрасываться та информация, которая инсайдерам была известна уже полгода назад? Возможно, потому, что и Хамид Карзай, и Ахмад Зия Масуд окончательно убедились в том, что новая политическая структура в Афганистане кроится без них. Или потому, что план «талибанизации» пуштунского Афганистана и дестабилизации Севера уже созрел настолько, что теперь пришла пора давать будущим событиям подтверждения, то есть создавать для его реализации идеологическую базу. В том числе к этому могли приступить в Ташкенте.


Но главный вопрос, волнующий жителей Центральной Азии, —действительно ли ИДУ обосновалось на севере Афганистана и готово к прыжку? Информированный источник в Афганистане утверждает, что в провинциях Бадахшан, Кундуз и Тахар существуют несколько мест дислокации вооруженных боевиков. Их обеспечили документами как на имена афганских госслужащих, так и жителей республик Центральной Азии. В этих центрах дислокации наблюдается заметное увеличение численного состава, причем это пополнение поступает за счет лиц, недавно приехавших из азиатских республик и из России. Как подчеркивает источник, немалую долю среди новобранцев составляют выходцы из Казахстана. Казахские боевики переброшены в Бадахшан, Кундуз и Тахар для дальнейших оперативных действий в Киргизии и на юге Казахстана.


Короткое подтверждение этой информации поступило неделю назад, когда полиция Кундуза известила об аресте в уезде Имам-Сахиб гражданина Казахстана, который там проживал длительное время. У него были изъяты карты и документы, связанные с подготовкой терактов, а также агитационная литература, характерная для ИДУ.

 

Виталий ВОЛКОВ, эксперт по Центральной Азии в Германии, специально для «Новой» — Казахстан»

Статьи по теме