Казахстан: В Астане укрепляется культ личности?

«Одна родина. Одна судьба. Один лидер нации», – гласит надпись рядом с улыбающимся ликом президента Нурсултана Назарбаева на гигантских рекламных щитах, установленных на улицах Казахстана в преддверии нового праздника – отмечаемого 1 декабря Дня первого президента, в ходе которого Казахстан будет чествовать своего давнего лидера.

 

 

Главные торжества развернутся в Астане – блестящей столице и детище Назарбаева. В «Назарбаев Университете» пройдут Назарбаевские чтения, посвященные «стратегическому видению и выдающемуся лидерству» президента страны. Умы и сердца будут завоевываться 830 тыс. долларами, которые будут раздаваться представителям социально незащищенных слоев населения в Астане. Младенцы, рожденные в этот благословенный день, будут одарены детскими комбинезонами с праздничной символикой.

 

По всей стране будут организованы концерты, выставки и конкурсы (один школьник уже стал победителем конкурса на знание биографии Назарбаева). Как объяснил в своем обращении к ученикам более 150 школ края аким Павлодарской области на севере Казахстана Ерлан Арын, «великую историю… делают великие люди», и Н. Назарбаев как «прирожденный лидер, проявил решимость и принял на себя ответственность за судьбы казахстанцев».

 

С точки зрения критиков, этот праздник служит доказательством формирования культа личности Назарбаева, образ которого уже увековечен на голубом экране, на театральных подмостках, в литературе для детей и в монументальном искусстве.

 

72-летний Нурсултан Назарбаев, вот уже третье десятилетие стоящий у кормила власти, является одним из самых давних высших руководителей государства в мире. Несмотря на неподтвержденные слухи о состоянии здоровья, он не выказывает признаков подготовки к сложению с себя полномочий. В прошлом году он набрал 95,5 процентов голосов избирателей на президентских выборах, которые международные наблюдатели сочли несправедливыми (как и все остальные выборы в истории Казахстана после обретения им независимости). Если Назарбаев – который пришел к власти в 1989 году еще в советские годы, а в 1991 году стал президентом независимого государства Казахстан, – останется на занимаемом посту вплоть до 2016 года, он к тому времени будет управлять республикой свыше четверти века.

 

Некоторые обозреватели в Казахстане усматривают здесь опасные параллели с арабской весной, но назарбаевские помощники отметают всякую мысль о каком-либо сходстве. Они указывают на подлинную популярность Назарбаева среди рядовых граждан, являющуюся, на взгляд критиков, лишь результатом последовательной и целенаправленной проназарбаевской пропаганды.

 

Сторонники Назарбаева считают его сильным руководителем, который в 1990-х годах сумел вывести Казахстан из постсоветской экономической кризисной ситуации и возможного политического распада, обеспечив возможность замешанного на нефтяных доходах процветания и политической стабильности 2000-х годов. Как выразился в прошлом году советник президента Ермухамет Ертысбаев: «Второго Назарбаева не будет».

 

Критики президента считают его автократом, который все больше и больше отдаляется от народа. Он – единственный гражданин республики, освобожденный от ограничения по количеству сроков пребывания у власти. Такая привиления была дарована ему принятым в 2010 году законом «О лидере нации», предоставившим лично президенту и членам его семьи пожизненную неприкосновенность перед законом и наделившим Назарбаева правом принимать участие в выработке политического курса и после своего потенциального ухода с поста главы исполнительной ветви власти.

 

Наделение Назарбаева пожизненным правом играть роль в политической жизни страны явно направлено на обеспечение плавного перехода к постназарбаевскому будущему, которое, на взгляд аналитиков, чревато неопределенностью. «Вся наша политическая система и наша конститция прочно завязаны на одного-единственного человека», – сказал EurasiaNet.org директор Группы оценки рисков д-р Досым Сатпаев, указывая на слабость других политических институтов, таких как парламент (все депутаты которого являются лояльными Назарбаеву) и политические партии.

 

Эта его единоличная система может стать настоящей проблемой для потенциального преемника, полагает Сатпаев: «Очень сложно организовать процесс децентрализации в условиях крайне централизованной системы». Всегда есть риск, что «эта сверхцентрализованная система развалится».

 

Между тем по общественно-политическому фундаменту Казахстана уже пошли трещины. Лозунгом Назарбаева является стабильность, но в 2011 году в Казахстане произошли первые теракты, а в декабре прошлого года – трагические беспорядки в городе Жанаозен, способные особенно негативно сказаться на персональном наследии Назарбаева.

 

Все это обозначило степень общественного недовольства, которое власти в Астане пока публично не признают. В конечном итоге отдуваться за беспорядки в политическом плане пришлось казахстанской оппозиции. К вящему неудовольствию международной общественности, за решетку по обвинению в разжигании этих беспорядков был отправлен лидер незарегистрированной партии «Алга!» Владимир Козлов. Сегодня власти уже подготовили почву для закрытия его партии – одного из немногих оставшихся в Казахстане подлинно оппозиционных голосов, деятельность которого генпрокуратура сочла «экстремистской», – вкупе с порядка 40 независимыми СМИ, включая хорошо известные газеты «Республика» и «Взгляд».

 

Представители назарбаевской администрации любят называть политическую стабильность и экономическое процветание наследием президента. Оппоненты же полагают, что эта стабильность – лишь фасад, построенный за счет затыкания ртов инакомыслящим.

 

По мнению главного редактора газеты «Взгляд» Игоря Винявского, наступление на партию «Алга!» и СМИ связано с постназарбаевским будущим. «У меня нет никаких сомнений в том, что главная цель – зачистить поле для передачи власти», – говорит он в своем комментарии на странице в Facebook.

 

Сегодня высказывается много домыслов и догадок на тему о том, кто же станет вторым президентом Казахстана. В отсутствие демонстрируемых Назарбаевым признаков подготовки себе преемника, это поле является открытым, без наиболее вероятного претендента.

 

На взгляд ряда аналитиков, слабость политической системы, которую оставит после себя Назарбаев, важнее личности преемника. Эта слабость может спровоцировать дестабилизирующую борьбу за политическую власть и экономические активы среди соперничающих элит, полагает Сатпаев. «Чтобы представить своего преемника, время у него [Назарбаева] есть, – говорит Досым Сатпаев. – Но у него нет времени, чтобы организовать модернизацию политической системы Казахстана – для реализации определенных реформ по повышению стабильности данной политической системы после себя».

 

 Eurasianet

Статьи по теме