Авария - дочь экономии

"Плохо!" - такой вывод о состоянии безопасности на производствах Казахстана напрашивается из доклада министра по чрезвычайным ситуациям Мухамбета Копеева. Более 3 тысяч казахстанцев пострадали в минувшем году при исполнении трудовых обязанностей, 356 - погибли, сообщил министр на вчерашнем заседании правительства.

 

Хуже всего ситуация на объектах строительства (480 пострадавших) и горно-металлургической промышленности (841). В числе основных нарушителей - предприятия Карагандинской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областей.

 

Так, на угольных шахтах АО "Миттал Стил Темиртау" в Карагандинской области в 2004 году допущен рост аварийности в три раза, смертельного травматизма - более чем в пять раз (31 случай против шести в 2003 году). Увеличив добычу угля по сравнению с 1999 годом в три раза, АО практически не обновляет системы безопасности. Например, на всех 10 шахтах аппаратура газовой защиты и стойки контроля информации установлены более 20 лет назад, что свидетельствует об экономии работодателя на грани скаредности.

 

Не лучше ситуация на подземных рудниках корпорации "Казахмыс".

 

- В 2004 году на объектах корпорации произошло 22 несчастных случая со смертельным исходом, что составляет 76 процентов общего числа таких трагедий в горнорудной отрасли, - сообщил Мухамбет Копеев.

 

Нестабильно положение дел и в нефтегазовой отрасли, где продолжаются крупные аварии. Порядка 80 процентов общей протяженности магистральных нефте- и газопроводов эксплуатируется без ремонта более 20-30 лет. В результате в 2004 году только на магистральных трубопроводах произошло восемь аварий.

 

Основные причины бед и трагедий на производстве общеизвестны. Это - грубые нарушения технологической дисциплины и режима эксплуатации оборудования, пренебрежение безопасностью и отсутствие должного контроля.

 

Надзор за безопасностью работ сегодня осуществляют всего 466 инспекторов. На каждого из них приходится по 782 потенциально опасных объекта. По мнению министра по ЧС, решить проблему можно, только увеличив численность инспекторов и введя личную ответственность руководителей министерств за состояние дел на подведомственных производствах.

 

Но тут взбунтовался вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Ляззат Киинов:

 

- Никто, кроме МЧС, не имеет права останавливать субъект бизнеса, который не может обеспечить безопасность. Как наше министерство может персонально отвечать за частное предприятие? Надо ужесточать ответственность через законы, чтобы владелец знал, что в случае нарушения правил охраны труда он понесет большие финансовые потери и уголовную ответственность!

 

- Пока система еще не выстроена, наверное, преждевременно говорить и об увеличении численности контролеров, - вторил министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов. - Даже если появятся новые инспектора, и они будут выявлять нарушения, совершенно неясно, что заставит предприятия изменить ситуацию? Тот же "Казахмыс" прекрасно осведомлен о ситуации в собственном хозяйстве, однако ничего не делает, чтобы ее изменить:

 

- Мы сегодня пожинаем плоды того, что вопросы МЧС никогда на правительственном уровне не заслушивали, - подвел итог премьер-министр Даниал Ахметов. - Фактически мы превратили Министерство по ЧС в некую палочку-выручалочку. А пора уже выработать систему мер, которая бы предотвращала возникновение ЧС. Мы должны провести анализ и на его основе внести те изменения в законодательство, которые позволят системно избегать ошибок и повысить безопасность людей. Лиля ЕРЖАНОВА .

 

 

 

Экспресс-К

 

 

Статьи по теме

Карикатуры Мурата Алимова

О проекте