FacebookTwitterLivejournalYoutubeFeed


Последние новости


ТОП
 

9bc1dcf23e267030ded23cf2f74ce361В современном мире понятие «пират» стало многомерным и предельно разнообразным

«Мы верим в то, что 80 процентов людей, крадущих музыку, делают это не по своей воле — у них просто нет выбора. И мы решили: надо создать легальную альтернативу. От этого выиграют все — музыкальные компании, сами музыканты, Apple и в конечном итоге пользователи, потому что они получат отличный сервис, который избавит их от необходимости воровать», — Стив Джобс.

Есть, конечно, пираты сомалийские, но мы имеем в виду в данном случае не морских разбойников, вполне себе безобидных (то есть с виду вполне нормальных) персонажей. Потому что сегодня, например, семь из десяти казахстанцев по наитию или от безысходности относятся как раз к категории таких вот «злодеев».

За кого воюем: за авторов или против пользователей?

Сам по себе термин «пиратство» лишь сгущает мрачные краски вокруг того, о чем мы ведем речь, и на деле является красноречивой выдумкой любителей фантастики. Этим словом обозначают сегодня копирование либо использование нелицензионных копий компьютерных программ. Будь то программное обеспечение (ПО), альбом певца или киношедевр, если ты получил его не у «официалов», а скачал с «левого» источника — значит, присоединился к касте пиратов.

Если выразить сложившуюся на казахстанском рынке ситуацию в конкретных цифрах, то согласно данным ассоциации BSA (The Software Alliance), которая ежегодно проводит исследование рынка ПО, уровень пиратства в Казахстане составляет 73 процента.

Показатели в других странах бывшего Союза еще более высоки: в Украине — 82 процента, в Азербайджане — 84, в Беларуси — 85 процентов, в России ситуация чуть лучше — там этот уровень воровства ПО составляет 64 процента.

Если верить этим данным, то в действительности уровень использования пиратского софта в Казахстане находится на критически высокой отметке. Примерно такая же обстановка и в других сферах интеллектуальной собственности, где воруют все: песни, книги, фильмы.

За один только 2016 год из незаконного оборота изъято 137,7 тысячи (в 2015 году — 229,7 тысячи) единиц контрафактной продукции, в том числе 10,1 тысячи (в 2015 году — 14,6) носителей с аудио- и 126,2 тысячи (в 2015 году — 213,6) с видеопроизведениями, 577 тысяч (в 2015 году — 840) носителей — с нелицензионным программным обеспечением.

Заметим, что сейчас государство постоянно совершенствует законодательную базу в сфере интеллектуальной собственности. Так, например, с начала 2015 года были изменены виды ответственности за нарушение авторских и смежных прав. Результатом нововведений в законодательстве стал тот факт, что нарушение авторских и (или) смежных прав предусматривает вместо административной уголовную ответственность.

Возможно, для авторов все эти цифры и нововведения как бальзам на душу, но для простых пользователей — скорее навязывание монополии и чужой воли. Да и, положа руку на сердце, какой выбор есть у честного пользователя? Вопрос далеко не риторический.

Голубая мечта Голливуда и не только...

Выбор на самом деле невелик. В сети магазинов лицензионных дисков все новые фильмы и творения с высоким рейтингом продаются в формате Blu-ray и, как правило, стоят дорого. Шесть-семь тысяч тенге за экземпляр — это минимум, на который можно рассчитывать. Лишь непроходные и запылившиеся на полках диски во все том же «голубом» формате можно найти по цене две-три тысячи тенге. Такую ценовую политику сложно назвать комфортной для потребителя.

Если посмотреть историю развития техники за последнее десятилетие, то сама попытка продлить жизнь дисковым носителям отдает какой-то аферой. Посудите сами, TDK стала первым членом Blu-ray Disc Association, открыв поставки записываемых и перезаписываемых оптических дисков формата Blu-ray, и как бы порадовала любителей новых технологий.

Но тут же возник и конфуз: представив болванки (пустые диски) Blu-ray, разработчики не позаботились о повсеместном распространении новых оптических приводов, ведь предшествующая система DVD не могла распознать Blu-ray. На полках ведущих мировых магазинов электротехники еще не было приводов, способных воспроизводить и тем более записывать данные в новом формате. Зато уже тогда стало очевидным, что за качественное видео придется выкладывать немалые деньги.

Единожды записываемый Blu-ray-диск, на котором помещалось 25 Гб информации, стоил около 20 долларов США. Такой же носитель с возможностью перезаписи распространяется по рекомендованной цене в 25 долларов. Понятно, что это новый продукт, который только появился на рынке, и из-за небольших объемов производства ставить на него низкий ценник было нерентабельно.

Также стоит отметить, что в кузнице мирового кинематографа — в Голливуде, там, где, казалось бы, используют самые передовые технологии, уходить от старых форматов распространения не торопятся. Вместо того, чтобы поддерживать современные сетевые продукты, которые позволяют покупать те же фильмы в виде файла, скаченного с интернета, они упорно инвестируют в компании, производящие физические носители: CD-диски, DVD, HD-DVD, Blu-ray.

Казахстанские бизнесмены также придерживаются консервативной точки зрения, всячески игнорируя современные тенденции, которые уже давно не являются ноу-хау, но почему-то никак не приживутся в РК.

Если еще пять-семь лет назад можно было лишь предполагать, то сейчас остается только констатировать, что эра дисков и кассет бьется в предсмертных конвульсиях. DVD-плееры неактуальны и практически вымерли как вид необходимой домашней бытовой техники. Да и складировать диски, занимающие много места, уже давно не модно.

Тот же десяток отборных фильмов из любимой киноколлекции, которые можно пересматривать неоднократно, спокойно умещается на одной флешке (картах памяти) размером с зажигалку. Это удобно и оперативно, ведь карту памяти можно подключить к любому воспроизводящему видеоустройству: будь то широкоформатный телевизор или компактный планшет, с коннектом проблем не возникнет.

Какой смысл переплачивать за красивую обложку и 25 Гб бесполезного места на Blu-ray, если, по большому счету, нужны именно файлы. А их, файлов, до недавнего времени в интернете было более чем достаточно: фильмы, музыку, книги и прочую информацию можно было скачать практически с любых торрент-трекеров, но лавочку, что называется, прикрыли.

В начале 2012 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности», и началась «охота на ведьм», в результате чего были приостановлены и закрыты десятки торрент-трекеров. На тот момент людей поставили в тупик — качать бесплатно неоткуда, а цена одного лицензионного диска была сопоставима с покупкой недельной продуктовой корзины на семью. Сейчас же, с учетом нового курса доллара, ситуация изменилась: нет, диски не подешевели, но продуктов теперь можно купить в два раза меньше.

В этой ситуации, извините, точно не до дорогого лицензионного Blu-ray, то есть люди вновь вынуждены обращаться к пиратскому контенту, выискивая его на российских и других платформах, для того, чтобы утолить потребность в продукте отнюдь не первой необходимости.

Очевидное и невероятное

Но ведь есть простой и уже проверенный механизм, позволяющий разрешить сложившуюся ситуацию. Поскольку большую часть потребителей интересует именно содержимое, а не обертка, то зачем тратиться на «упаковку», если можно продавать товар в «голом» виде, то есть файлами.

Для того, чтобы система полноценно функционировала и была востребована, загружаемый контент должен быть отличного качества и выставлен по привлекательной цене. Самый яркий пример и, пожалуй, единственный в таких масштабах — iTunes Store.

Это онлайн-магазин компании Apple, распространяющий цифровой аудио-, видео- и игровой медиаконтент. Стиву Джобсу, руководителю концерна, удалось договориться с гигантами индустрии, и в 2003 году появилась платформа, позволяющая приобретать песни в отличном качестве по цене 99 центов. Перед запуском проекта его авторы прогнозировали за первые полгода продать миллион треков, вместо этого план был выполнен за шесть дней.

Сегодня этот магазин продает не только песни, но и фильмы, электронные и аудиокниги, и еще ряд продуктов. Именно таким образом им удалось наступить на горло пиратству.

iTunes Store постоянно расширяет свои границы, и сейчас его услугами могут воспользоваться люди из 62 стран мира. Кстати, в России стоимость всей продукции намного ниже, чем в США или Европе: одна песня стоит всего 15 рублей, фильм можно купить за 200 рублей, взять его в прокат — за 99 рублей.

В Казахстане и ряде других стран этот интернет-магазин открыт, но с ограниченным доступом. Стоимость песен в казахстанском iTunes Store колеблется в пределах от 69 до 120 тенге за песню, а вот допуска к фильмам, увы, пока нет. Возможно, именно поэтому многие пользователи при регистрации указывают не Казахстан, а Россию, что значительно расширяет возможности для покупок.

Так или иначе, даже сейчас есть из чего выбирать: музыкальный каталог iTunes насчитывает более 20 миллионов музыкальных треков от более 2000 независимых звукозаписывающих компаний, в числе которых такие гиганты, как EMI, Universal Music, Warner, Sony Music Entertainment и BMG.

И вот 6 апреля в Алматы был презентован первый казахстанский стриминговый сервис DAR Play. Он предлагает казахстанцам на платной основе легальный доступ к базе фильмов и музыке. На сервисе доступно около 1000 композиций 50 казахстанских музыкантов, которые можно прослушивать не скачивая, а к концу года эти цифры планируют увеличить до 5000 треков и 200 исполнителей. Стриминг — это, конечно, еще не полноценный интернет-магазин, но все-таки маленький шажок в цивилизованное будущее.

Возможно, не стоит тратить миллионы тенге на борьбу с пиратством, а направить средства и силы на создание полноценной платформы, позволяющей приобретать качественный продукт по адекватной цене. Ведь чем дальше, тем сложнее будет не замечать очевидных фактов и говорить о невероятных «пиратских» цифрах. Если ситуацию не изменить кардинально, то «морские разбойники» еще долго будут поднимать волны в акватории интеллектуальной собственности.

Алексей Мальченко

МК.РУ, 19.04.2017