Астана не смеет поступать с русскими столь же круто,

Астана не смеет поступать с русскими столь же круто, сколь круто она
поступает с казахами

В стране построен капитализм. Он возник на формировавшейся в течение
семи с лишним десятилетий базе советского социалистического строя. Но
что это было? В свое время в ответ на подобный вопрос было принято
давать такое объяснение: «Опыт СССР и других стран социалистического
содружества показал, что социализм в процессе своего становления и
развития проходит следующие этапы: переходной период от капитализма к
социализму, завершающийся созданием основ нового строя; этап
укрепления и развития основ социализма; строительство развитого
социализма; этап развитого социализма». Это – классическое
определение. Но оно допускало исключения в случае, касающемся
отдельных, сформированных уже в советский период из не проходивших
этапа капитализма народов социалистических наций. В числе таких
называлась и казахская нация. Про нее тогда говорили, что она встала
на путь социализма, минуя этап капитализма. В этом заключалось
исключение из общего правила.

Но теперь, после распада не только Советского Союза, но и всего
социалистического сообщества, казахская нация обратилась наконец-то к
тому, чего вроде как миновала еще в первой половине двадцатого века. К
капитализму. Правда, называется новая общественная формация по большей
части не капиталистическим строем, а рыночными отношениями. Однако
это и есть капитализм во всей, так сказать, красе.

Вопрос, который тут предполагается рассмотреть, вот о чем. Каким
же получился капитализм в стране, чье коренное население, не познав
его прежде, побывало уже в социализме? Надо сразу сказать: он
получился весьма неординарным. Главная его характерная черта
заключается в том, что в стране существует не один, а целых три типа
капитализма. И существуют они параллельно.

Первый и главный – этот капитализм, на котором и держится 90
процентов экономики. Он обосновался в сфере нефтегазовой и горнорудной
промышленности и приводится в движение в основном иностранными
инвесторами, работающими в Казахстане по соглашению непосредственно с
самим правительством РК. Их деятельность зачастую регулируется не
столько местными законами и нормативно-правовыми актами, сколько
специальной договоренностью с высшими в государстве властями. В
Казахстане они выглядят как филиалы развитого капитализма в
максимально адаптированной к их нуждам и пожеланиям развивающейся
стране.

Второй капитализм – это капитализм русскоязычных (в том смысле,
какой стал вкладываться в это слово со времен распада СССР) в основе
своей казахстанских граждан и обосновавшихся здесь выходцев из других
стран СНГ. Он регулируется местными законами и нормативно-правовыми
актами. И главное его достоинство заключается в том, что ему
худо-бедно удается работать. Это - капитализм людей ремесла
(технических специалистов самого разных направлений) и «белых
воротничков» (управленцев-менеджеров, финансистов и т.п). Именно на
нем держится сегодняшняя потребительская цивилизация Казахстана, тогда
как его реальная экономика находится большей частью под началом
первого капитализма. Капитализма иностранных инвесторов.

Представителям второго капитализма удается худо-бедно заставлять
работать административно-правовую систему страны постольку, поскольку
они, помимо важности своей непропорционально большой роли для
функционирования государства и общества, обладают в основе своей еще
одним чрезвычайно важным в сегодняшнем Казахстане качеством.

Это – то, что они не казахи, а именно европейцы, воспринимаемые в
целом как русские. С ними казахская в своей основе власть, вынуждена
считаться. Такой вывод, кстати, принадлежит вовсе не нам, а
М.Б.Олкотт, американской специалистке по Казахстану. Она, однажды
обратившись к теме того, как же с забастовкой рабочих-казахов обошлись
власти, заметила, что Астана едва ли посмела бы поступить столь же
круто, если на месте тех забастовщиков коренной национальности были бы
русские. Одним словом, вывод о том, что в Казахстане власть с так
называемыми русскими считается куда больше, чем с казахами, никакой
новостью не является. Даже сама казахская общественность давно
заметила такое отличие.

Газеты, выходящие на государственном языке, уже давно и регулярно
отмечает такое. Официальные лица, представляющие власть, в своих
публичных выступлениях по-русски и по-казахски ведут себя по-разному.
В русской части своей речи они выдерживают, что называется,
цивилизованную, культурную и уважительную по отношению к аудитории
тональность. Но стоит им перейти на казахский язык, все мгновенно
меняется. Их речь приобретает хозяйскую, даже ругательную тональность
(как это пишется в казахской прессе - «жекiп сөйлеу»)…

Одним словом, первый капитализм или капитализм иностранного
инвестора обеспечивает деятельность основного массива реальной
экономики Казахстана, второй капитализм или капитализм русскоязычных
людей - функционирование государства и общества.

Ну а что же делает третий капитализм? Капитализм людей коренной
национальности? Это – достаточно сложный вопрос. Во-первых, о том,
почему он оказался отделен от капитализма русскоязычных людей.
Конечно, на первый взгляд кажется, что такого явственного отделения
нет. Но на самом деле оно, хоть, может быть, не столь зримо,
присутствует. Дело в том, что тем дальше страна уходит от времен
распада Советского Союза, тем больше казахи обнаруживают в себе
тяготение к ведению взаимоотношений в обществе по своим правилам. То
есть так, как им хочется. Как им нравится. Как им удобнее.

В результате рыночные отношения с казахской спецификой получаются
несколько иными, чем у других. Главная их особенность в том, что при
ней законы и нормативно-правовые акты присутствуют большей частью как
всего лишь внешний фон деятельности. Большинство же ключевой важности
вопросов решаются так, как у казахов издревле велась торговля.
Называется этот прием «жен ушынан кол жалгау». Суть его в следующем.

Сперва стороны осматривают выставленных на торг или для обмена
животных. Потом они определяются с тем, кто же будет посредником. Этот
последний занимает место между договаривающимися сторонами, берет
левую руку одного и правую руку другого, скрытые от внешних взоров
длинными, просторными рукавами чапанов. Смысловыми движениями
определенных пальцев один из торгующихся излагает свое предложение,
посредник тем же методов передает второму торгующемуся. Таким же
образом в обратном направлении выражается согласие или вносится
поправка. Так идет безмолвный торг с участием трех лиц людей с
беспристрастными лицами.

Этот метод ведения коммерческих дел в современных условиях
сохраняется именно в том, что основная черта капитализма по-казахски
заключается в тенденции решать все и вся путем междусобойчиков.
Поэтому третий тип капитализма в сегодняшнем Казахстане можно
определять как капитализмом междусобойчиков. Это – по внешнему
признаку. А по характеру же он сильно напоминает предпринимательскую
деятельность на основе откупного права. То есть предприниматель или
лицо, желающее заниматься предпринимательством, для гарантирования
успеха своего начинания стремится заполучить на откуп какой-нибудь
сегмент, участок экономики. Или - хоть малюсенький ее кусочек. Главное
тут в том, чтобы быть избавленным от реальной конкуренции как таковой,
от борьбы за успех или выживание.

То есть посредством междусобойчиков «своих людей», занимающих
ключевые позиции в разных структурах, гарантированно получается подряд
или заказ. А как он будет выполняться – зачастую оказывается вовсе не
важно. Нам, к примеру, приходилось видеть немало таких социальных
инфраструктурных объектов, которые выполнялись на основе таких
междусобойчиков, были приняты как действующие приемными комиссиями, но
совсем не действовали.

Люди там, на местах, совершенно не удивляются такому. А главное,
они свято убеждены в том, что никакой управы на такую практику нет и
быть не может. То есть народ воспринимает проявление такого, третьего
типа капитализма как проявление доморощенных рыночных отношений с их
отличительным, так сказать, родимым пятном.

Конечно, не всегда и не везде именно так и бывает. Но мы тут
говорим о том, что называется основными тенденциями. А они напоминать
могут только об откупном праве. Ибо доморощенный, наш «родной»
капитализм совсем не любит конкуренции и делает все, чтобы ее у него
не было. И чтобы он мог вести себя так, как ему вздумается.

Такому капитализму в сегодняшнем Казахстане тоже есть место.

http://www.inosmikz.com/?p=964

Ерберген САЛЫКОВ
InoSMIkz
09 Apr 2009

Copyright © 1997-2019 IAC EURASIA-Internet. All Rights Reserved.
EWS 9 Wimpole Street London W1G 9SR United Kingdom
Content-type: text/html Error Encountered
 
Error Encountered
Could not write cached page [admin/temp/cache/file=News&report=SingleArticleRu2005&ArticleID=0018043.html].

Permission denied

Вернуться на Eurasia-Internet Homepage