Истерика-on-line

Сайт государственно-приватизированного Даригой Назарбаевой телеканала «Хабар», до того равнодушно-величественный или даже тугодумный, неожиданно разразился анонимным комментарием, который иначе как истерикой-он-лайн не назовешь.

Чего только нет в этом текстуечке: «генетический мусор», «топорная кустарщина», «облили помоями главу государства вместе с дочерью», «а полы вам не помыть» и в том же духе. По сведениям из штаб-квартиры «Хабара», написал этот «комментарий» Владимир Рерих, заместитель Д. Назарбаевой, который сам себя характеризует следующим образом: «оратор, чтец, декламатор, пропагандист, одним словом, специалист в области бла-бла-бла».

Что же вызвало нервный срыв у бла-бла-области? Что принудило его отказаться от имиджа «полиглота» и «курителя трубок»? Ответ простой: правда и ничего кроме правды. Правда о том, как под его с Даригой Нурсултановной руководством на «Хабаре» фальсифицируют информацию.

Оказывается, в интернете появился специальный сайт, посвященный критике и даже (о ужас!) насмешкам над государ-р-р-рстенным телевидением, главой государ-р-рства и самодеятельной певицей, по случаю оказавшейся и дочкой главы, и президентом телеканала. «Казахстан без Назарбаева! Хабар без Дариги!» - под таким девизом работает этот источник информации.

На новом сайте по адресу www.khabar.us опубликована замечательная работа крупнейшего казахстанского специалиста по СМИ Андрея Свиридова под неброским названием «Результаты мониторинга телевизионных новостей агентства «Хабар» в июне 2002 г.» А. Свиридов совершил гражданский подвиг: он просмотрел все новости «Хабара» за месяц и сравнил их с новостями других каналов, а также с хроникой политической жизни страны. Результат оказался таким страшным, что у Рериха, очевидно, трубка выпала изо рта, а рука потянулась к писто... к авторучке, и – полилось бла-бла-бла!

«Аккурат в одиннадцатую годовщину великого провала ГКЧП наши идейные противники преподнесли нам странный подарок. У «хабаровского» портала появился брат-близнец. Нас клонировали! Могли бы, кстати, постараться, ведь судя по ссылке www.khabar.us этот близнец, а, точнее сказать, генетический мусор, прописан за океаном. Только наши доморощенные хакеры не умеют работать талантливо, их удел - грубая, топорная кустарщина. Скопировали оболочку, украли дизайн (копирайт между прочим!), извратили названия рубрик (на большее фантазии не хватило), облили помоями главу государства вместе с его дочерью и теперь ловят кайф от собственной безнаказанности. Теперь эта пакость торчит в мировой паутине полудохлой мухой. Жить она не может по определению (мозгов не достает), но зато источает неприятный запах на радость всем «врагам режима».

В подробном комментарии этот комментарий не нуждается, разве что провоцирует несколько вопросов, в частности: может надо было их поврозь помоями обливать – дочку отдельно, главу отдельно?

Впрочем, куда важнее этой словесной шелухи сам доклад А. Свиридова и тот факт, что работу свою исследователь проводит в рамках специального Общественного комитета контроля за государственным телевидением Казахстана. Судя по информации американского «Анти-Хабара», с результатами мониторинга, оформленными в подробные отчеты, ежемесячно знакомятся международные организации, иностранные посольства, уполномоченный ОБСЕ по свободе прессы, СМИ в Казахстане и за рубежом.

Июньский мониторинг привел А. Сверидова к грустным выводам: «Точно так же, как и месяц назад, сравнительный анализ материалов ежедневного мониторинга позволяет сделать вывод, что «Хабар» подходит к отбору событий и явлений общественно-политической жизни Казахстана, подлежащих или не подлежащих освещению или хотя бы простому упоминанию, достаточно избирательно, что проявляется: во-первых, в откровенном замалчивании некоторых событий, сам факт которых и/или его фиксация не выгодны действующей власти, что особенно хорошо заметно при сопоставлении с сюжетами, показанными в новостях других телеканалов; во-вторых, в практике предвзятого освещения ряда событий, а в ряде случаев и прямого искажения фактов, когда это выгодно для обоснования того или иного вывода из показанных телевизионных сюжетов, как правило, нужного власти».
В доказательство можно привести лишь обзор одного информационного дня «Хабара» среды 12 июня 2002 г.

В этот день в Европейском парламенте (Страсбург, Франция) лидеру оппозиции Казахстана Акежану Кажегельдину, бывшему премьер-министру страны, заочно осуждённому в Астане летом 2001 года к десяти годам тюрьмы, парламентарии Европы вручили «Паспорт Свободы». В этот же день стало известно, что штаб-квартира Интерпола в Лионе официально уведомила все страны-члены этой организации, что впредь не будут рассматриваться запросы Астаны на арест и выдачу А. Кажегельдина, поскольку его преследование носит явно политический характер. В обязанности же Интерпола входит поиск уголовных преступников, а не политических соперников Нурсултана Назарбаева.

12 июня 2002 г. в Национальном пресс-клубе состоялась пресс-конференция адвокатов Мухтара Аблязова, описавших множество грубейших нарушений законных прав их подзащитного; здесь же было первые объявлена дата начала суда над Аблязовым, назначенного на 24 июня. И в этот же день на другой пресс-конференции Нурбулат Масанов и Розлана Таукина информировали журналистов о том, как следователь Т.Кусаинова ведет в Павлодаре следствия по делу Г. Жакияновым. Сам Кусаинов в этот же день в Павлодаре провёл свою пресс-конференцию, на которой рассказал, что это не он ударил видеокамерой жену подследственного Карлыгаш Жакиянову, а она его.

Догадайтесь с трех раз, о каком из этих событий назарбаевский телеканал рассказал своим зрителям?

Послушаем Андрея Свиридова: «Все эти события получили должное, хотя и скуповатое, освещение в новостях «Информбюро» вечером 12 июня. Ни об одном из этих событий ничего не было сказано этим же вечером в выпуске новостей телеканала «Хабар»... Президентский телеканал активно освещает любые телодвижения действующих премьер-министра, министров и акимов, но при этом экс-премьер, экс-министр и экс-аким, перешедшие в оппозицию режиму, для «Хабара» в принципе перестают быть ньюсмейкерами, а превращаются в каких-то оруэлловских «не-лиц», подлежащих вымарыванию из текущих информационных лент и архивов».

Убийственный вывод, после которого джентльмены с трубкой должны были бы стреляться, а генеральные директора – уходить в ресторанные певички. Но не тут то было. В. Рерих и Д. Назарбаева принимаются поносить эксперта, который взял на себя труд оценить их коллективное творчество. Тут уже не бла-бла-бла, тут визг - от страха и отчаяния: «Этот деятель с лицом революционера-разночинца наивно полагает, что занимается журналистикой. Но то, чем он промышляет, даже проституцией не назовешь. Это другая древнейшая профессия, гораздо менее достойная. Человек сочиняет доносы и рассылает их во всевозможные общественные организации (ОБСЕ, иностранные посольства, Хельсинский комитет по правам человека etc). Можно сколь угодно прикрываться дефинициями вроде «мониторинга», но суть останется неизменной: Андрей Свиридов – профессиональный ПРОВОКАТОР. Или СДАВАЛА, уж простите за инвектив. И вполне логично, что его параноидальная цензурофобия со временем оформилась в нечто парадоксальное и взаимоисключающее. Вы только представьте себе эту нелепицу: главный борец с цензурой, мученик и страдалец за грехи прессы, этой продажной девки империализма, в конце концов, организовал и возглавил ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ КОНТРОЛЯ (!) НАД ГОСУДАРСТВЕННЫМ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ КАЗАХСТАНА (!!!). Мало нас контролируют депутаты и чиновники из МКИОСа, так теперь еще и Свиридов - дальше ехать некуда!»

Ну почему же некуда, господин Рерих? Поезжайте в Германию, там такие общественные наблюдательные комитеты существуют на каждом из нечастных, финансируемых гражданами, телеканалов. Или отправляйтесь вместе с госпожой Назарбаевой в Лондон, на Би-Би-Си. Вам расскажут о том, как работает общественный совет этой государственной теле-радиокорпорации. Или, когда госпожа Назарбаева в очередной раз поедет в Париж, пусть потратит время не на магазины фирмы «Гермес», а на посещение телеканалов Ф-1 и Ф-2, на которых, естественно, тоже есть общественные наблюдательные органы.

Далее хабарские начальники ставят риторические, как им кажется, вопросы: «Выходит, отныне репортеры «Хабара», доказавшие свою профессиональную состоятельность добросовестной каждодневной работой, добывающие информацию своим потом, а иногда и кровью, подчас рискуя здоровьем и подвергая жизнь опасности, должны согласовывать свои сюжеты с этим видным теоретиком, пороху не нюхавшим? А заодно и с другими бездельниками, зарабатывающими очки на заигрывании с мировыми инспектирующими организациями? А полы вам не помыть заодно, чего уж там?!»

Ответы на них напрашиваются совершенно однотипные: да, да, да. Согласовывать информационную политику телеканала обязательно надо. И не с папой и мужем, а непременно с общественным советом, в который должен входить Андрей Свиридов. И полы в своих кабинетах можете за собой помыть, когда уходить придется. Чтобы помои не оставались.

Ниже мы приводим полностью документ «Результаты мониторинга
телевизионных новостей агентства «Хабар» в июне 2002 г.», опубликованный на сайте www.khabar.us


Общественный комитет контроля за государственным телевидением Казахстана проводит регулярный мониторинг и новостей, которые показывает (или не показывает) "Хабар".

С результатами мониторинга, оформленными в подробный отчет, ежемесячно знакомятся международные организации, иностранные посольства, уполномоченный ОБСЕ по свободе прессы, СМИ в Казахстане и за рубежом.

Из отчета становится очевидно, что на телеканале "Хабар" существует цензура, отсуствует свобода представления информации, журналисты вынуждены либо замалчивать события, либо искажать их в угоду президенту Назарбаеву. "Хабар" в нынешнем виде можно срвнить с советским телевидением эпохи застоя, с той только разницей, что собственные программы агентства выполнены на низком профессиональном уровне, страдают жанровой и стилистической ограниченностью.

Результаты мониторинга
телевизионных новостей агентства «Хабар»
в июне 2002 г.

Точно так же, как и месяц назад, сравнительный анализ материалов ежедневного мониторинга позволяет сделать вывод, что «Хабар» подходит к отбору событий и явлений общественно-политической жизни Казахстана, подлежащих или не подлежащих освещению или хотя бы простому упоминанию, достаточно избирательно, что проявляется:

во-первых, в откровенном замалчивании некоторых событий, сам факт которых и/или его фиксация не выгодны действующей власти, что особенно хорошо заметно при сопоставлении с сюжетами, показанными в новостях других телеканалов;

во-вторых, в практике предвзятого освещения ряда событий, а в ряде случаев и прямого искажения фактов, когда это выгодно для обоснования того или иного вывода из показанных телевизионных сюжетов, как правило, нужного власти.
Справедливости ради стоит отметить, что в ходе мониторинга бывали фиксируемы также и отдельные случаи вполне адекватного, хотя по большей части и недостаточно полного, освещения на «Хабаре» тех или иных политических событий, зафиксированных в новостных передачах других телеканалов.

Как представляется, главными событийными узлами первого летнего месяца, предполагавших достаточно полное освещения в телевизионных новостях, были:
– в первой половине месяца:

1) Празднование 10 июня пятилетия Астаны как новой официальной столицы Республики Казахстан (активно освещалось, прежде всего, телеканалом «Хабар»).

2) Автомобильная катастрофа 11 июня, в которую попала группа журналистов республиканских СМИ, ехавших в город Курчатов на конференцию физиков-ядерщиков в честь 10-летия Национального ядерного центра (погибли журналисты газеты «Панорама» Е.Латыпова и 31-го канала Е.Иманкулов и сотрудник НЯЦ О.Короленко, получила тяжёлые травмы журналист газеты «Время» Л.Краснова).

3) События в Астане и Павлодаре – очередные эпизоды в истории уголовного преследования лидеров «Демократического выбора Казахстана» Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова и действий в их защиту демократической оппозиции (одних только пресс-конференций по этим эпизодам в Алма-Ате и Павлодаре прошло 4, не говоря уже о пикетировании, разогнанном ОМОНом).

4) Международная конференция ОБСЕ «Новые вызовы для масс-медиа в современном Казахстане», прошедшая в Алма-Ате 13-14 июня с участием видных деятелей власти, оппозиции и правозашиты в области СМИ;
– во второй половине июня:

1) Принятие мажилисом, а затем и сенатом казахстанского парламента закона о политических партиях, резко ограничивающего конституционное право граждан на выражение своих политических взглядов путём свободного участия в деятельности политических партий. (Основной накал событий на неделе с 17 по 23 июня, второй раунд плюс итоги-оценки – на последней неделе месяца, с 25 по 28 июня.)

2) Принятие закона об иностранных инвестициях (21 июня), начало обсуждения закона об акционерных обществах (24 июня) и др.

3) Начало и первая неделя судебного процесса в Астане над бывшим министром энергетики, промышленности и торговли, а ныне сопредседателем ДВК Мухтаром Аблязовым (с 24 июня и до конца месяца; в целом суд продолжался до 15 июля 2002 г.)

4) Празднования 28 июня Дня казахстанской прессы с присуждением ежегодных журналистских премий от имени президента страны и Союза журналистов Казахстана, а также с проведением Молодёжного медиа-форума «Кольцо Евразии» в городе Лениногорске (Риддере) с участием Н.Назарбаева; политический скандал по поводу отказа от председательства на медиа-форуме корифея российской телевизионной журналистики Владимира Познера.

Наряду с этими событиями или группами событий, на протяжении июня 2002 года возникали также и другие информационные поводы для телевизионных новостей, находившие своё отражение в единичных сюжетах, некоторые из которых были зафиксированы в нашем мониторинге.

В понедельник 10 июня главной темой выпуска новостей на канале «Хабар» были прошедшие накануне торжества в честь пятилетия (1997–2002) со дня презентации Астаны как новой официальной столицы Республики Казахстан. Сюжет за сюжетом журналисты «Хабара» расписывали парад с фейерверком и уличный карнавал, визит лорд-мэра Лондона и презентацию авиакомпании «Эйр Астана». С особым значением в передаче осветили церемонию открытия новопостроенного здания телекомпании «Ас-ТВ», приуроченную к красной дате и отмеченную личным присутствием президента страны. Трудно было бы не оценить видео-кадры торжественного шествия к подъезду нового телевизионного здания, где вслед за главой государства, чуть сзади и сбоку от него, но явно впереди всей президентской чиновничьей свиты, гордо вышагивала руководитель телекомпании Ирина Черноловская.

(В недалёком прошлом известный независимый журналист Ирина Кациева относилась к числу ведущих свободомыслящих журналистов Казахстана, позднее возглавила государственную телекомпанию в Астане. На журналистской конференции в феврале 2001 года она публично солидаризовалась с печально знаменитым законопроектом о поправках к Закону о СМИ, бросив в лицо бывшим коллегам по борьбе за права журналистов в Казахстане: «Вам, функционерам свободы слова, нужны западные гранты, а мне журналисту-практику, нужно достроить офис в столице», – но, как видим, старания г-жи Черноловской увенчались успехом только теперь. Вряд ли будет слишком уж большим допущением предположить, что показ этого сюжета в после-праздничном выпуске «Хабара» имел также и дидактическое значение – предметно показать журналистам, остающимся пока что на свободе, наглядные преимущества заключения альянса с властью.)

Первая пятилетка Астаны ещё раз всплывёт на «Хабаре» как одна из тем выпуска новостей 14 июня – в виде сюжета о презентации суперкниги об Астане, один экземпляр которой весит 50 килограмм. О содержании книги рассказано не столь подробно, сколь лизоблюдски, с модуляциями совсем уж запредельного уровня нагнетания культа личности. Пожалуй, самым скромным из превосходных степеней, которыми наделили в этом сюжете президента, было его сравнение с Петром I, строящим столицу на болоте.

И, наконец, в воскресенье 16 июня – в еженедельной итоговой программе «Жеты кун» ведущий прокомментировал видеокадры парада в Астане: «Добровольно, без всякого нажима сверху, 60 тысяч человек вышли на улицы Астаны, чтобы поучаствовать в параде в честь пятилетия столицы…» Трудно не усомниться в этом, когда всем известно, что в таких массовых мероприятиях всегда господствует добровольно-принудительный принцип. Неужели кто-то из телезрителей мог поверить, что 60 тысяч человек сами по собственной инициативе, стройными рядами, танцуя и радуясь жизни маршировали по улицам Астаны?

Не впрямую к новостям, но в целом к политике телеканала: в газетной телепрограмме на первую июньскую неделю, в программе «Хабара» была заявлена передача Ю.Сенкевича «Клуб путешественников. Путешествие по Казахстану». Год назад, летом 2001-го, в казахстанской прессе было несколько публикаций об экспедиции знаменитого советского и российского кинопутешественника по заповедным местам Восточного Казахстана. Однако в том варианте передачи Сенкевича, что был показан по «Хабару» в дни празднования астанинской годовщины, путешествию по Иртышу, Бухтарме и Маркаколю было отведено максимум десять минут экранного времени. Всё остальное время, (не менее получаса), было заполнено статичной, в креслах, мизансценой беседы Ю.Сенке-вича с Н.Назарбаевым. Точнее, монологом последнего на предмет величия его эпохального замысла убрать столицу из Алма-Аты и построить в бывшей Акмоле столицу некоей новой «Евразии». Во время этой беседы знаменитый кинопутешественник выглядел примерным слушателем.

Из других новостей понедельника 10 июня следует отметить заседание круглого стола по вопросу о введении частной собственности на сельскохозяйственные земли. Следует отдать должное «Хабару», в чьём репортаже было вполне адекватно освещено участие в работе круглого стола оппозиционных депутатов мажилиса С.Абдильдина, В.Землянова и В.Макалкина. В сюжете же другого алма-атинского телеканала «Южная столица» особо отметили неявку представителей Аграрной партии на дискуссию по, казалось бы, профильному вопросу этой партии. Журналисты ЮСА отметили активное участие в дискуссии коммунистов, причём как умеренных социал-демократов из партии С.Абдильдина, так и ультралевых радикалов из числа сторонников А.Аполимова. Однако ни в «Южной столице», ни по «Хабару» нельзя было понять, были ли на круглом столе представители демократического крыла казахстанской политики, а именно Демвыбора Казахстана, Объединённой демпартии и Форума демократических сил. Если были, то какую позицию высказали по вопросу о земле, если не были, то почему: проигнорировали приглашение или вовсе не были приглашены? – этот вопрос остался без освещения.

14 июня состоялись похороны оператора 31-го канала Ержана Иманкулова, о которых сообщили и показали в новостях «Хабара», «Рахат-ТВ» и «Южной столицы», наиболее объёмно по 31-му каналу. О похоронах корреспондента газеты «Панорама» Екатерины Латыповой, состоявшихся 16 июня, рассказали только по 31-му каналу в вос-кресной программе «Неделя». Кроме того, 14 июня в программе «Информбюро» сообщили о том, что на место недавней автокатастрофы выехала комиссия Министерства труда и социальной защиты, которая должна определить также и размеры денежной компенсации семьям журналистов, погибших при исполнении своих профессиональных обязанностей.

В среду 12 июня в пресс-центре ДВК состоялась пресс-конференция членов Политсовета этого движения Нурбулата Масанова и Розланы Таукиной посвященной вопросу действий следователя МВД Т.Кусаинова, в ходе следствия по делу Г. Жакияновым.

В этот же день в Павлодаре следователь Т.Кусаинов провёл свою пресс-кон-фе-ренцию, на которой заявил, что это не он ударил видеокамерой жену подследственного Карлыгаш Жакиянову, а она его.

И в этот же день в Национальном пресс-клубе состоялась пресс-конференция адвокатов Мухтара Аблязова, описавших множество грубейших нарушений законных прав их подзащитного; здесь же было первые объявлена дата начала суда над Аблязовым, назначенного на 24 июня.

Все эти события получили должное, хотя и скуповатое, освещение в новостях «Информбюро» вечером 12 июня. Ни об одном из этих событий ничего не было сказано этим же вечером в выпуске новостей телеканала «Хабар».

13 июня: В Национальном пресс-клубе состоялась пресс-конференция лидеров партии Казахстана «Акжол» Булата Абилова, Алихана Байменова и Ураза Джандосова, также ни словом не упомянутая в новостях «Хабара», зато в новостях «Информбюро» поданная как настоящая политическая сенсация: «Партия “Ак-жол” протестует против издевательства властей над Галымжаном Жакияновым и в знак протеста заявляет о своём переходе из “конструктивной” в радикальную оппозицию!» И эта сенсация не прошла незамеченной в обществе – на следующий день и позднее вопрос о реальности скачкообразного изменения политики умеренно-оппозиционных «акжоловцев» активно дебатировался в политизированных кругах.

В этот же день на алма-атинском Арбате (участок торгово-пешеходной улицы Жибек жолы) состоялись пикетирование и сбор подписей в защиту арестованных М.Аблязова и Г.Жакиянова. Против участников, активистов «Демвыбора» и движения «Поколение» был брошен ОМОН – людей заталкивали в полицейские фургоны, в том числе и стариков-пенсионеров, а также корреспондента радио «Азаттык» Батырхана Даримбета, вообще не участвовавшего в акции протеста, а выполнявшего свой профессиональный репортёрский долг. Всё это мы увидели вечером 13 июня в «Информбюро», и ничего этого (хотя бы даже показанное с противоположной стороны т.н. политической улицы) мы так и не увидели по «Хабару».

И в этот же день в Европейском парламенте (Страсбург, Франция) бывшему премьер-министру Казахстана, заочно осуждённому в Астане летом 2001 года к десяти годам тюрьмы, европейские парламентарии вручили «Паспорт Свободы» на его имя. Несколькими днями раньше бюро Интерпола официально заявило, что эта международная организация впредь не будет рассматривать запросов из Астаны об аресте и выдаче Кажегельдина, поскольку в обязанности Интерпола входит поиск уголовных преступников, а не чьих-то политических оппонентов.

И об этом мы вновь узнали только из новостей «Информбюро», где нам к тому же подробно рассказали, что это за «Паспорт Свободы», кому и за что его вручают – но опять-таки не по «Хабару». Президентский телеканал активно освещает любые телодвижения действующих премьер-министра, министров и акимов, но при этом экс-премьер, экс-министр и экс-аким, перешедшие в оппозицию режиму, для «Хабара» в принципе перестают быть ньюсмейкерами, а превращаются в каких-то оруэлловских «не-лиц», подлежащих вымарыванию из текущих информационных лент и архивов.

При чтении предыдущей главки нашего мониторинга, относящейся к событиям 12-13 июня, может возникнуть вопрос: если «Хабар» в эти дни упорно игнорировал как минимум шесть богатых политических сюжетов, то о чём вообще говорилось, что вообще показывали в выпусках новостей на этих днях? Справедливости ради отметим, что политически значимые сюжеты были и здесь.

Так, 13 июня было показано интервью с бывшим министром юстиции РК, а ныне советником президента по правовым вопросам Игорем Роговым – беседовали об основных новациях реформы уголовного законодательства. Предполагается расширение права на самооборону и возможность примирения с потер-певшим по более широкому ряду составов преступлений, введение в законодательство термина «пытка» и уголовной ответственности за пытки как таковые, чего требует подписанная Казахстаном международная Конвенция о недопущении пыток.

14 июня одной из новостей «Хабара» было завершение суда над президентом авиакомпании «Air-VIP», которого партнёры по бизнесу обвинили в создании без их ведома, но на их деньги дочерней авиакомпании «Беркут». Здесь интересно прозвучавшее в конце сюжета заключение «Хабара» о том, что «фонд “Общественная защита” считает, что для уголовных обвинений нет почвы, это чисто хозяйственный спор». Вполне возможно, что так оно и есть, а может, и нет, но нам важнее другое: упомянутый в качестве высшего правозащитного авторитета фонд “Общественная защита” официально возглавляют Дарига Назарбаева и Владимир Рерих, с непринципиальным добавлением «и примкнувшего к ним» Мурата Ауэзова.
В этот же день в выпуске новостей» (плюс двумя днями позже в итоговой программе «Жеты кун») рассказали о совещании военных министров государств Центральной Азии в Чолпон-Ате (побережье озера Иссык-Куль), при этом напомнили о договоре ПРО, Баткенте, талибах и антитеррористической операции в Афганистане.

Наконец, 16 июня в воскресной программе «Жеты кун» в честь казахстанского Дня медицинского работника было показано интервью с министром здравоохранения Ж.Доскалиевым с весьма значимой для многих телезрителей информацией из первых уст о квотах на бесплатное лечение для различных категорий больных и прочем.
13 и 14 июня в Алма-Ате проходила международная конференция «Новые вызовы для казахстанских СМИ», орга-низованная Центром ОБСЕ при участии Европейской комиссии, посольств Великобритании, Испании, Германии и фонда им. Ф.Эберта. Репортажи с этой конференции показали практически все телеканалы в своих ежедневных новостях, а 31-й также и в итоговой воскресной программе «Неделя».
О конференции ОБСЕ по «Хабару» прошёл всего один сюжет – в первый день её работы. В нём были показаны фрагменты из выступления посла ОБСЕ в Казахстане Хайнриха Хаупта, чрезвычайно критичного по отношению к творимому в стране зажиму свободы слова и прессы. Как ни удивительно, но критический настрой выступления Х.Хаупта был передан в новостях «Хабара» вполне адекватно. Видимо, решили уравновесить инвективы посла ОБСЕ фрагментами из выступления вице-министра информации РК Ардака Досжана, который оправдывал отзыв лицензий у гонимых властью телекомпаний ссылками на якобы несоблюдение ими требований закона о СМИ. Наиболее пространно в этом телевизионном сюжете были воспроизведены ударные моменты из речи на конференции В.Рериха, второго лица в руководстве НТИА «Хабар». При этом тот фрагмент из рассуждений Владимира Рериха о том, что в Казахстане деление прессы на оппозиционную и провластную неосновательно, так как по-настоящему оппозиционен лишь «Хабар», а те СМИ, кого обычно называют оппозиционными, на самом деле партийные, отчего-то прозвучал не на «Хабаре», а в «Информбюро».

Кроме того, в новостях «Информбюро» 13 июня дали слова директора представительства «Интерньюс–Казахстан» Олега Кациева в защиту актюбинской радиостанции «Рифма», у которой Министерство информации отобрало лицензию на вещание совершенно безосновательно; показали также наиболее острые моменты полемики между правозащитниками из Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» и вице-министром информации. И в этом же выпуске «Информбюро» прозвучало сообщение президента «Адил соза» Тамары Калеевой о том, что вчера в городе Атырау к дверям редакции независимой газеты «Ак Жайык» был подброшен человеческий череп (в отличие от подброшенных в мае в редакцию алма-атинской газеты «Республика» частей тела собаки). Не так давно была сожжена типография этой газеты, причём ни в какой-то обычный день, а именно 3 мая – во Всемирный день свободы прессы.

Обо всём этом телезрители «Хабара» не смогли узнать ни 13 июня, ни 14-го, т.к. второй день работы конференции ОБСЕ вообще не был освещён в новостях этого дня (что ничуть не удивительно, потому что Владимир Рерих на второй день работы конференции там вовсе не появлялся, как и съёмочная группа «Хабара»).
Сквозной политической темой второй половины месяца стал новый закон о политических партиях. Впервые эта тема возникает в понедельник 17 июня.
Информация этого дня из новостей «Хабара» и «Информбюро» в целом сходна, но есть и различия. И там, и там сообщили, что по вопросу о минимальной численности партий, необходимой для их регистрации, рабочая группа мажилиса рассмотрела варианты с 3, 5, 10 и 20 тыс. членов, но остановилась на 50 тысячах (по принципу «кто больше?»). Предложено также запретить использование в названиях партий любых национальных, расовых, религиозных, общин-ных и гендерных символов. Однако в сюжете «Хабара» не был сказано, откуда вообще взялся проект, а в «Информбюро» был назван инициатор – партия «Отан», из членов которой и состояла рабочая группа. Без этого трудно было бы понять ту радость, с кокой доселе ничем не выделявшийся депутат Абдиев злорадствовал на телеэкране («Информбюро») по адресу тех партий, которые не наберут 50-ти тыс. членов: «Пусть прекращают свою деятельность!»

Накал страстей при обсуждении законопроекта получил, в принципе, адекватное отражение в телевизионных сюжетах как «Информбюро», так и «Хабара», но с одной мало, заметной, но важной разницей. И там и там депутаты ругались по поводу законопроекта, однако на «Хабаре» - это подавалось так, что не совсем было понятно, из-за чего сыр-бор, если в основном говорилось о процедурных вопросах.

В «Информбюро» же показывали фрагменты тех же самых перебранок – политически гораздо более принципиального характера.

Ещё одна деталь из сравнения сюжетов двух телеканалов одного дня 17 июня: зритель новостей «Информбюро» узнал не только об «отановском» происхождения реакционного законопроекта о партиях, но и об альтернативном проекте, разработанном партией «Акжол» и выдвинутом на обсуждение группой депутатов (С.Абдильдин, Б.Со-ро-кин, В.Косарев, Т.Тохтасынов). «Хабаровский» же телезритель такой возможности не имел, т.к. ни в первый день, ни в последующих сюжетах об этом не упоминалось вовсе.

Вообще на «Хабаре» обсуждение законопроекта о «О политических партиях» выглядело вполне чинно и гладко, если только зритель вообще мог что-либо понять из показанного. Скажем из такого текста: «Сегодня депутатам предстоит определиться, когда и что им рассматривать». Только при сравнении с сюжетами других телеканалов зритель «Хабара» мог бы расшифровать в сказанном факт отказа агрессивно-послушного депутатского большинства рассматривать альтернативный законопроект «Акжола», и о том, что группа С.Абдильдина была вынуждена демонстративно снять его с обсуждения.

На следующий день, 20 июня «отановский» законопроект о партиях был принят подавляющим большинством голосов, при 3-х голосах «против» и 1 воздержавшемся. (Это притом, что против законопроекта активно выступали как минимум 5-7 человек, а значит, половина из них поменяла свою позицию буквально «за одну ночь».) Перед самым голосованием прозвучало яростное выступление депутата Валерьяна Землянова, обращённое к провластной депутатской массе: «Загоняя оппозицию в подполье, вы осуществляете геноцид политических партий. Вы разжигаете костёр, на котором вас же и поджарят!» Это, кстати, было показано не только в «Информбюро» и в новостях «Южной столицы», но и по «Хабару». По-видимому, это объясняться тем, что когда вопрос уже решён, можно и побаловать своего информационно оголодавшего в предыдущие дни зрителя кое-чем «остреньким» – благодушие пирующих победителей...)
Первые партийные отклики на принятый мажилисом закон о партиях прозвучали 21 июня в программе «Информбюро». Арсентий Аполимов, вожак ортодоксальных коммунистов-ленинцев: «Закон принят в интересах крупной буржуазии». Геннадий Беляков, председатель Русской партии Казахстана: «Закон плох, но он принят, и мы будем его исполнять – количество членов доберём, название поменяем». Удивительно, что столь удобные для власти отклики не прозвучали в новостях «Хабара» и даже не были там упомянуты.

В воскресенье 22 июня в итоговых аналитических программах «Хабара» и 31-го канала перипетиям принятия закона о партиях была посвящены либо блок сюжетов («Жеты кун»), либо полностью вся передача («Неделя»).

В программе «Жеты кун» предисловие к блоку сюжетов о партиях начиналось восклицанием «Есть такая партия!» и продолжилось длинным экскурсом в историю КПСС до и после 1991 года, не совсем по теме уснащённым выпадами в адрес сегодняшней казахстанской оппозиции. Затем сюжет о процедурных коллизиях прохождения законопроекта – с репликой депутата В.Дворецкого: «Что, за одну ночь передумали?!..» Слова депутата С.Оразалинова о пользе массовости партий. Ставшее уже знаменитым выступлением В.Землянова о геноциде оппозиции и о костре, на котором поджарят организаторов политического геноцида.

Концовка блока сюжетов о партийном законе было вполне достойна «Жеты куна» и в целом «Хабара». Во-первых, заключительный совет корреспондента – автора пос-леднего сюжета, адресованный тем политическим партиям, против которых направлен новый закон: у них мало членов? ну так пусть уходят из политики!.. Потом, видимо, для баланса, чуть смягчённое резюме ведущего: всё не так уж страшно, они могут слиться с более крупными партиями или перейти в категорию общественных объединений (т.е. без права участия в выборах). И, наконец, главный вывод программы «Жеты кун»: принятие нового закона о партиях свидетельствует о том, что власть не мешает оппозиции, а помогает, побуждая её развиваться вширь и вглубь. Как говорится, no comments.

Для сравнения перечислим, хотя бы и максимально конспективно, темы и содержание основных сюжетов на эту же тему, составивших в тот же самый день «Неделю» на 31-м канале как программу одной – именной этой – темы.

1) Анонс первого сюжета: Парламентская буря оказалась маскарадом – результаты голосования. Мажилис на два дня превратился в театр – сначала гладиаторов, потом марионеток. Видео- и звукоряд: заявление Абдильдина о снятии альтернативного проекта, выступление Землянова. Журналистское резюме к первому сюжету: политическая обочина, на которую выталкивают нашу оппозицию, может стать линией фронта.

2) Справка о зарубежной практике: в США регистрации партий нет вообще; в Швейцарии есть, но для создания партии достаточно 3-х (трёх) человек (не тысяч и не десятков тысяч!), в Болгарии – 10-ти человек, в Латвии партию может зарегистрировать даже 1 человек. В наиболее близкой нам России (численность населения 150 миллионов, т.е. ровно в 10 раз больше, чем в Казахстане) представляемый на регистрацию список членов партии должен включать минимум 10 тысяч человек.

3) Отклики на принятие закона о партиях тех, кого он непосредственно касается – лидеров политических партий. В стране числится целых 19 партий, но мнений всего два – «за» и «против». «За» – прежде всего три провластных партии «Отан», Гражданская и Аграрная, числящие в своих рядах по 100 тысяч членов или около того, а также партии, существующие только на бумаге, в т.ч. и с «неправильными», т.е. запрещёнными новым законом названиями (Партия женщин Казахстана). Резко против нового закона (точнее, закон резко против этих партий) – оппозиций: РНПК, «Азамат», «Народный конгресс» (в начале 2002 года заявляли о слиянии в Объединённую демократическую партию), коммунисты, а также Партия патриотов и «Акжол». Но смогут ли они объединиться, хотя бы ради преодоления пресловутого 50-тысячного барьера и регистрации? Вряд ли – слишком разные и не имеют единого лидера и общих лидера.

4) Дополнительный комментарий и прогноз Петра Своика, лидера партии «Азамат» и члена руководства партии ОДП и движения ДВК: С партиями власти разговаривать бесполезно – лучше уж с самой властью. Осенью следует ждать поправок к закону о выборах: 50 % депутатов по партийным спискам, т.е. от легко прошедших перерегист-рацию партий власти.

5) Журналисты 31-го канала пытались сделать главную тему «Недели» 22 июня также и темой политической дискуссии, пригласив в студию сопредседателя партии «Акжол» Алихана Байменова и одного из деятелей «Отана» Казбека Казкенова. Первый в студии присутствовал, второй отказался от встречи (прямо в кадре, отснятом днём раньше). Вместо дискуссии между двумя политиками ведущему «Недели» пришлось вести интервью с одним из них, время от времени предлагая для комментария записанные до того речения несостоявшегося собеседника, т.е. Казкенова.

Кто выиграл в этом заочном споре (или его отсутствии), судить трудно. А вот зато кто проиграл – можно сказать совершенно однозначно: телезрители канала «Хабар», которым было оказано в доверии самостоятельно оценить различные позиции в этом политическом споре. Поскольку на этом телеканале не было ничего такого, что принято называть политическим плюрализмом.
Во вторник 18 июня телезрителя «Хабара» ничего не узнали о нескольких политически важных событиях в Алма-Ате и Павлодаре, также связанных и с проблемой сво-боды прессы (зато 31-й канал не отказал своим зрителям в возможности использования их законного права знать).

В частности, в этот день состоялась пресс-конференции в офисе вот уже третий месяц не допускаемого в эфир телеканала «Тан». Президент этой теле-компании Б.Кетебаев и технический директор Б.Музиров объявили о подаче ими судебного иска к Министерству транспорта и коммуникаций, чиновники которого злостно уклоняются от выдачи разрешения на возобновление эфира либо мотивированного отказа в таковом разрешении. Юридический парадокс: официально «Тан» никто не закрывал, его лицензия не была отозвана, а те давние нарушения, на которые указывали проверяющие давно ликвидированы, но, тем не менее, канал не работает. А ведь это коллеги журналистов «Хабара» и казалось бы, что с точки зрения профессиональной солидарности обойти эту тему не совсем логично.

Самого же экс-акима и лидера ДВК Жакиянова, находящегося под более чем странным домашним арестом, незаконно ставят перед выбором: или лечиться, или знакомиться со своим уголовным делом. Тем временем его сторонники, собравшиеся числом около 200 человек у здания Павлодарского УВД, требуют отстранения от дела следователя Т.Кусаинова, нарушающего по их мнению законность, а также отставки К.Сулейменова, министра внутренних дел РК.

Все эти события, напомним, так и не получили какого-либо освещения в новостях теле-канала «Хабар» ни 18 июня, ни в другие дни. Точно так же и 19 июня не были показаны по «Хабару», две прошедшие в этот день пресс-конференции, посвященные процессу над Аблязовым и Жакияновым.

Таким образом, зрители главного государственного канала не увидели и не узнали о полемике между представителями «Демвыбора», требующими прекращения издевательств полиции над больным подследственным Г.Жакияновым, и чиновниками МВД, заявляющими, что обвинения ничего незаконного в их действиях нет.

И ещё о том, что председатель Павлодарской областной организации ДВК Геннадий Бондаренко обратился за защитой к президенту России В.В. Путину и спикеру Госдумы Г.Н. Селезнёву – прямо скажем, не самым большим демократам в России, но похоже, что на фоне произвола, творимого властями в соседнем с российской Сибирью Павлодаре, даже и путинское «укрепление вертикали власти» глядится чуть ли не торжеством гражданских прав и свобод.

Можно предположить, что замалчивание «Хабаром» этих событий объясняется существованием некого табу на буквосочетание «ДВК». Хотя в другой ситуации «молчание» «Хабара» ничем не объяснимо. Так тем же днём 19 июня в Алмате прошла пресс-конференции Алма-Атинского Хельсинкского комитета по правам человека (Н.К. Фокина и адвокат Ж.Кунсер-кин) по вопросу о моратории на смертную казнь? Нелепость ситуации состоит в том, что на своей пресс-конференции правозащитники как раз таки поддержали позицию главы государства о моратории на казнь. Все телеканалы Алматы сообщили об этом, но только не «Хабар».

На этом фоне не приходится удивляться и отсутствию в «хабаровских» новостях 20 июня репортажа из Москвы (при таком мощном российском корпункте, подобного которому не имеет ни один другой телеканал в Казахстане) о пресс-конференции на казахстанскую тему в Центральном доме журналиста. Пресс-конференция была посвященаситуации со СМИ в Казахстане. Выступали на ней известные казахстанские оппозиционеры Гульжан Ергалиева и Пётр Своик. Краткая информация об этой московской пресс-конференции прозвучала только в программе «Информбюро» (без видеоряда – видимо, по причине отсутствия у 31-го канала возможности содержать в Москве корпункт наподобие «хабаровского»).

И ещё одна новость от 20 июня не показалось главному государственному телеканалу достойной внимания и передаче зрителям. Хотя, казалось бы, тема самая что ни на есть родная и близкая «Хабару», чей руководитель Дарига Назарбаева является академиком российской Академии телевидения, а президент этой академии Владимир Познер сегодня оказался ньюсмейкером этой самой новости. Но увы, и об этом мы знаем не из «Главного выпуска новостей» по «Хабару», а из выпуска «Информбюро» на 31-м канале плюс благодаря личному присутствию на пресс-конференции в Казахстанском пресс-клубе.

Пресс-конференцию давали организаторы предстоящего 26-28 июня в восточно-казахстанском городе Лениногорске Молодёжного медиа-форума «Кольцо Евразии». Ранее от организаторов форума было широко известно, что председателем жюри и, в целом, главным «свадебным генералом» приглашён В.В. Познер, присутствие которого поднимало статус мероприятия достаточно высоко. Но буквально за день до того стало известно, что Познер не просто отказался от участия, но даже прислал чрезвычайно резкое письмо с мотивами отказа. На самой пресс-конференции главный распорядитель медиа-форума Светлана Галиева ни словом не упомянула об этом, однако журналисты «Информбюро» задали лобовой вопрос в интервью с С.Галиевой, показанном в виде дополнительного сюжета. Ответ был сначала таков (почти дословно): негоже такому корифею российского телевидения сначала обещать, что приедет, а потом отказываться от своих обязательств… И далее, почти без перехода (не дословно, но по общему смыслу ответа): кто-де такой этот Познер, и без него прекрасно обойдёмся.

Но дотошные журналисты из «Информбюро» не ограничились только репортажем с пресс-конференции и этим интервью, а познакомили своих зрителей и с текстом того самого письма В.В. Познера, в частности, с этими строками: «Я пришёл к выводу, что в Казахстане, к сожалению, нет независимых СМИ, всё контролируется властями. Мой приезд может быть истолкован как принятие такого положения вещей. Отказ от приезда следует понимать как мой протест против такого положения, в котором аходятся журналисты в Республике Казахстан».

Утаить это мнение авторитетного у казахстанского телезрителя российского публициста – это открытое проявление тенденциозности и политической ангажированности.

Казахстанский день печати, или День казахстанской журналистики, отмечаемый с лета 1997-го в память о принятии в 28 июня 1991 года первого Закона Казахской ССР «О печати и других СМИ», был достаточно широко отражён в новостях «Хабара» и «Информбюро» за 27 и 28 июня.

В четверг 27 июня оба телеканала сообщили о выезде Н.Назарбаева в Усть-Каменогорск с дальнейшей целью посещения малого города Лениногорска, где накануне начался Молодёжный медиа-форум «Кольцо Евразии». Репортажи обоих каналов о пребывании главы государства в восточно-казахстанском областном центре равно представляли собой голый официоз: где что посетил, торжественно открыл спортивный центр и проч. Кроме этого, по «Хабару» прошёл ещё и репортаж из Лениногорска о том, с каким восторгом и нетерпением весь город и все собравшиеся на свой форум молодые журналисты из Казахстана, Кыргызстана и России с нетерпением ждут приезда Нурсултана Абишевича. Был и алма-атинский сюжет, предваряющий День прессы – репортаж о торжественной церемонии перед зданием Национального пресс-клуба, где руководитель клуба и Союза журналистов РК Сейтказы Матаев вручил журналистские премии, в т.ч. и родственникам корреспондента «Панорамы» Екатерины Латыповой и оператора 31-го канала Ержана Иманкулова посмертно.

В пятницу же 28 июня, непосредственно в День прессы, на канале «Хабар» тематический блок материалов представлял собой две группы сюжетов, разделённых географически (первая – из Лениногорска, вторая – из Алма-Аты, Астаны и Уральска). Так, телезритель «Хабара» мог увидеть, как Н.Назарбаев огласил свой указ о переименовании Лениногорска в Риддер, т.е. о восстановлении его исторического названия, за которое жители города проголосовали на специальном референдуме. Далее президент позд-равил казахстанских журналистов с их профессиональным праздником, похвалил организаторов третьего в этом полугодии медиа-форума, помянув добрым словом первые два (мартовский Конгресс журналистов Казахстана и апрельский Евразийский медиа-форум) и вручил президентские премии четверым лауреатам 2002 года.

Если в предпраздничных сюжетах «Хабара» доминировал парадно-официозный тон, то на 31-м канале сюжеты более реалистично отражали реальное положение казахстанских СМИ. Зрители «Информбюро» могли узнать о результатах опроса журналистов-практиков социологической группой «КОМКОН-2 Евразия» на предмет отношений между СМИ и пресс-службами государственных органов и бизнес-структур. (Отношения, мягко говоря, не самые дружеские – пресс-службы воспринимаются скорее как спецслужбы, охраняющие информацию, интересную для СМИ, и норовящие всучить вместо неё неинтересную или недостоверную, зато нужную обсуживаемым органам.)

Далее, проблемный сюжет на весьма болезненную тему трудовых отношений журналиста и работодателя (юрист «Интерньюс–Казахстан» Сергей Власенко о конт-рактах, отпусках и иной «прозе жизни», зачастую недоступной рядовым сотрудникам казахстанских масс-медиа). Интервью с президентом ТРК «31-й канал» Арманжаном Байтасовым как с председателем Национальной ассоциации телерадиовещателей – в частности, о проблемах толкования законодательной нормы обязательного 50 % вещания на государственном языке. Особую честь, считаем, делает 31-му каналу сочувственный сюжет о положении коллег с телеканала «Тан», уже три месяца отрешённого от эфира (сюжет начинался словами: «Многим нашим коллегам сейчас приходится работать в стол…»). Следует отметить ударную концовку этого сюжета – комментарий ведущего к двум видеокадрам, снятым на одной и той же алма-атинской площади в разные дни: «На прошлой неделе, в День казахстанской полиции, на главной площади Республики происходило торжественное действо, был парад. Сегодня, в День казахстанской прессы, на этой же площади гулко и пусто».

Ведущий мониторинга и автор обзора
Андрей СВИРИДОВ
http://www.khabar.us


Эл. почта
28 Aug 2002

Copyright © 1997-2019 IAC EURASIA-Internet. All Rights Reserved.
EWS 9 Wimpole Street London W1G 9SR United Kingdom