Ирина Черноловская,
исполнительный директор общественного фонда “Central Asia Consulting”

Независимое телерадиовещание в Казахстане: ОПЫТ ЭПИТАФИИ

Готовясь к сегодняшнему выступлению, я позволила себе обратиться к собственным газетным публикациям более чем годичной давности. Вот фрагмент одной из них: “Руководители независимых телерадиокомпаний, не без основания ощущая себя штрихом демократии в облике государства, перебивая друг друга, вопрошают в прямом эфире: да как же это так? Чего от нас хотят? Кому мы на ногу наступили? Власть, поговори с нами! Мы готовы к диалогу, может, столкуемся (всё же вторая древнейшая)? Нет ответа.” (И.Кациева, “ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ ПО ПО-ВОДУ ОТКЛЮЧЕНИЯ ТЕЛЕКАНАЛОВ”, в еженедельнике ПАНОРАМА за 15.XI.96).

Этот безмолвный приговор, подкреплённый официальными постановлениями и неофициальными, но сильнодействующими частными мнениями очень серьезных людей, давно уже был вынесен сотнями тысяч моих земляков: трудовым коллективам промышленных гигантов, передаваемых в иностранное управление, отечественным товаропроизводителям и наивным коммерсантам, душимым налогами, ненужным учёным - далее по списку. Просто пришел наш черёд. И механизм проведения в жизнь нормального постановления правительства № 1266 от 15.Х.96 даёт власти блестящую возможность “на конкурсной основе” отсечь от эфира тех, кто её (власть) не устраивает. А тем, у кого уже есть всё (особняк, жена-манекенщица и собака редкой породы) возможность заиметь “собственное телевидение”.

* Ирина Черноловская (до лета 1997-го Кациева) возглавляла независимый телевизионный СЕМЕЙНЫЙ КАНАЛ (кооперация с московским ТВ-6), отлучённый от эфира в результате т.н. тендера на частоты (январь-февраль 1997). Автор и ведущая политического ток-шоу “МЕЖДУ СТРОК” на КТК и СЕМЕЙНОМ КАНАЛЕ (с конца 1995-го по конец 1996-го), до того вела телепередачу “ПЛОЩАДЬ РЕСПУБЛИКИ, 4” на КазТВ (годы 1994-95).

Менее чем через две недели, 28 февраля 1997 года, исполнится ровно год со дня окончательного отключения ряда негосударственных телерадиокомпаний Алма-Аты в результате т.н. тендера на телерадиочастоты. Позднее список убиенных продолжил ряд региональных негосударственных телерадиокомпаний. Итогом деятельности правительства стало закрытие 38-ми независимых ТРК на территории Казахстана.

Сегодня меня совершенно не радует тот факт, что мои пифические пророчества оправдались полностью. Более того, опыт годичной борьбы с правительством даёт нам возможность проследить некоторые типические подходы и отработанные приёмы контроля властей над независимыми масс-медиа. В связи с этим меня особенно тревожат сообщения коллег из Кыргызстана, где началась активизация по изданию правительственных постановлений, связанных с лицензированием вещательной деятельности и подготовкой предстоящего тендера на телерадиочастоты. Подозреваю, наше правительство поделилось с кыргызскими коллегами опытом “отстрела” независимых СМИ.

Интересно, что один из главных “отстрельщиков”, бывший вице-премьер правительства РК г-н И.Тасмагамбетов за блестяще проведённую операцию получил высокую оценку и, можно сказать, международное признание. Он стал представителем центральноазиатских республик в ЮНЕСКО, и наверняка, поделится с братьями по региону своим опытом борьбы с негосударственными СМИ.

Оценивая результаты прошедшего тендера с позиции политической целесообразности (для правительства РК), следует признать, что одним “выстрелом” убито три жирных “зайца”:

Первое, тендер позволил одним махом отсечь от эфира нелояльные к власти телеканалы, лишив неугодных журналистов возможности заниматься своей деятельностью. Этот “запрет на профессию” длится до сих пор; здесь присутствуют оставшиеся без творческой работы Сергей Дуванов, Светлана Тараканова, Розлана Таукина и ваша покорная слуга. Следует помнить и о том, что коллективы закрытых телерадиокомпаний исчислялись десятками профессионалов - таким образом, закрытие 38-ми ТРК обрекло на безработицу сотни журналистов.

Второе, тендер позволил власти через доверенных лиц прибрать к рукам весьма рентабельную сферу бизнеса, каковой является телерадиовещание, и поделить рекламное пространство в интересах близких властям структур. Почувствовав вкус денег, коррумпированная часть чиновников, обладающая огромными финансовыми средствами (бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин назвал её олигархией), отнеслась к переделу информационного пространства с позиции сиюминутной хозяйственной выгоды, намеренно забывая о роли негосударственных СМИ в демократическом развитии государства.

Третье, оставшиеся в живых независимые ТРК получили хороший урок непротивления злу. Колоссальный удар был нанесён по, казалось бы, незыблемому принципу профессиональной журналистской солидарности. Стараясь выглядеть святее папы Римского, некоторые журналисты и руководители СМИ всячески демонстрируют в глазах власти отсутствие профессиональных и человеческих контактов с пострадавшими коллегами. Хотелось бы напомнить, что высокая степень прогибаемости никогда ещё не была по достоинству оценена властью; а что же касается профессиональной репутации - её можно утратить всего лишь один раз.

Сегодня ситуация выглядит следующим образом. Руководители ряда закрытых телерадиокомпаний подали судебные иски к правительству РК, пытаясь отстоять своё конституционное право на получение и распространение общественно значимой информации; наши иски рассматриваются в Верховном суде РК. Если само сообщение об этой тяжбе вызывает у вас законный скептицизм - можете считать, что мы развлекаемся!..

Однако, министерство юстиции РК, представляющее ответчика (правительство), пытается отыскать в прорехах законодательства более или менее обоснованные юридически оправдания сделанному. Но поскольку в ходе подготовки к тендеру постановления правительства по этому вопросу не были приведены в соответствие с законодательной базой Республики Казахстан, следует лишь посочувствовать их сегодняшнему положению. Сегодня проблема для властей состоит в том, что преступление совершено, труп налицо, свидетелей множество - теперь же следует отыскать какие-то оправдания свершившемуся. Например, что преступление было совершено в ходе самозащиты, а убиенный был вообще аморальным типом.

Есть основания предполагать, что руководители государств центральноазиатского региона имеют определённый интерес к выработке единой стратегии воздействия на независимые СМИ.

Однако уроки истории, так плохо усвоенные современными нашими правителями, свидетельствуют о том, что любой обман недолговечен. Крах гениально отлаженной машины геббельсовской пропаганды, семидесятилетний советский опыт промывания мозгов населению показывает, что существует тонкая грань, которая делает средства массовой информации выразителем общественных интересов.

Если телевизор - это своего рода зеркало, в котором отражается сегодняшний день страны, то гражданам, которые в этом зеркале не видят ни себя, ни своих проблем, такое телевидение вовсе и не нужно. Бездумность - роскошь сытых. А если человек, поглощенный ежедневной борьбой за существование, видит на экране лишь сытых чиновников, заморскую сладкую жизнь и рекламу товаров, на которые у него нет и не будет денег, - он просто не будет смотреть это телевидение. И тогда телерадиовещание в Казахстане из рентабельной отрасли бизнеса превратится в средство самолюбования олигархической верхушки. А такая ситуация не бывает продолжительной.

Мне бы хотелось закончить своё выступление предостережением в адрес коллег из других стран СНГ. Как говорится, умные учатся на чужих ошибках. Обмениваясь опытом в рамках этой конференции, сохраняя постоянный контакт, мы сможем не только вовремя распознать угрозу независимым СМИ со стороны власти, но и противопоставить ей свой опыт сохранения здорового информационного пространства. Мне представляется совершенно необходимым создание единой юридической структуры на территории СНГ, которая изучала бы законодательства в медиа-сфере всех стран Содружества и могла бы представлять интересы преследуемых журналистов, изданий и телерадиокомпаний в судебных органах наших стран.


Далее