Экибастуз: ситуация накаляется. Далеко ли до предела?
ОТ РЕДАКТОРА
Экибастуз сегодня обозначил себя как главная болевая точка в экономике Казахстана.
Угольный разрез "Богатырь", принадлежащий американской компании Access Industries, полностью приостановил свою деятельность с 1 по 7 июля; со 2 июля остановлена и не производит электроэнергию крупнейшая Экибастузская ГРЭС-1, принадлежащая другой американской компании AES.
"Мы хотим, чтобы в Казахстане начал работать Закон об иностранных инвестициях, который защищал бы инвесторов, пришедших в Казахстан, и зарабатывать деньги", - сказал официальный представитель Access Industries, объясняя свои действия (см ВРЕМЯ ПО, №51(269) от 8 июля)
"Растущие трудности - можно преодолеть правильными приоритетами и проявлением влияния", - вторит землякам и также обращаясь к Правительству Казахстана, утверждает AES (см. ВРЕМЯ ПО, № 52(270) от 10 июля).
Сегодня уже не вызывает сомнений, что начавшийся на дальнем востоке Азии кризис, проявившийся с очевидной яркостью и в России, добрался до Казахстана. И первыми это почувствовали, как и во всем мире, именно казахстанские крупные предприятия: ССГПО, "Испат-Кармет", энергетики, нефтяники.
Вслед за экономикой следует социальная сфера, и напряжение в обществе нарастает. Лидер понятен - это Экибастуз. Министр энергетики, индустрии и торговли во главе большой правительственной делегации, как стало известно ВРЕМЯ ПО, уже прибыл в Экибастуз...
Корреспондент: ВРЕМЯ ПО 30 июля встретился с известным российским журналистом, только что приехавшим в Алматы из Экибастуза. Его рассказ - Вашему вниманию.
Ниже дано изложение беседы Вашего корреспондента с только что прибывшим из Экибастуза моим российским коллегой, хорошо известным и в алматинских кругах. Я ознакомила его с пресс-релизом акимата Павлодарской области и, в частности. Коллега - назовем его так для краткости - обратил внимание на некоторые особенности, которые показались мне весьма любопытными. ВРЕМЯ ПОлагает продолжить тему.
Коллега: На мой взгляд, в Экибастузе разгорается нешуточная борьба за контроль над самым рентабельным участком бассейна. Речь идет о так называемом Поле №9 общей площадью около девяти тысяч гектаров и с залежами около девяноста четырех млн тонн угля.
Дело в том, что в самом конце 1996 года бывшее единое предприятие с единым производственным циклом ЗАО "Экибастуз-Комир" было достаточно искусственно разделено и продано трем участникам:
- разрез "Богатырь" - самый сладкий кусок - был продан американской Access;
- разрез "Северный" - самый старый и самый неперспективный - российской РАО ЕС
- а чуть позже разрез "Восточный" - Евразийской энергетической корпорации, связанной с Евразийским же банком и известным Александром Машкевичем (ССГПО, "Алюминий Казахстана", когда-то TWG еtс.)
Для подслащения "Северного" был искусственно отобран от разреза "Богатырь" и продан сладкий кусок в виде Поля №9 и 5 12 96, заключен контракт купли-продажи между РАО ЕЭС и Правительством РK.
Американцам достался урезанный "Богатырь", а контракт заключен 13.12.96.
Самое интересное, что по Полю №9 проходят важнейшие коммуникации - железнодорожные, силовые - разреза "Богатырь", без которых тот не может полноценно функционировать.
Русские просто перекопали коммуникации на Поле №9, что, по мнению некоторых экибастузских специалистов, нанесло непоправимый ущерб разрезу "Богатырь" и компании Access.
Корреспондент: Далее Коллега указал на еще одну деталь
Коллега: Еще одна деталь от имени РАО ЕЭС разрезом "Северный" фактически управляет ЗАО СПТУ (Специальное погрузочно-транспортное управление, генеральный директор Вадим Алексеевич Мильков). Интересно в этой детали то, что каковы договорные взаимоотношения между хозяиномй - РАО ЕЭС - и управляющей компанией - ЗАО СПТУ - неизвестно.
Корреспондент: Самыми интересными в беседе с Коллегой мне показалась информация о долгах разреза "Северный" в бюджет страны и в местный бюджет и то, что американцы-то все платят. Но вначале Коллега остановился на вопросах арендной платы, которая стала одним из главных пунктов пресс-релиза аппарата Акима Павлодарской области г-на Галымжана Жакиянова.
Коллега: Ставка арендной платы в Павлодаре на землю составляет 114 тенге за квадратный метр, а в городе Экибастуз - 94,9.
Так исторически сложилось, что в городскую черту Экибастуза входит и весь угольный бассейн Так что по площади Экибастуз меньше Нью-Йорка, но побольше Парижа
Ставка за аренду земли в центре Экибастуза точно такая же, как и на угольных разрезах. Любопытно, да?
В принципе местной администрации позволяется уменьшить или увеличить плату за аренду вдвое от ставки. И вот что интересно
Для русских с разреза "Северный" акимат дал понижающий коэффициент 0,54 (т.е. взимает почти вдвое меньше ставки - Корреспондент). В то же время с американцев собираются брать ровно по ставке, т.е. используют коэффициент 1.
Однако Закон об иностранных инвестициях не допускает "дискриминационные меры". Разница же между 0,54 и 1,00 предсталявляется мне явным примером дискриминационного подхода.
Но самое любопытное, что Поле №9 включено в арендуемую площадь как русским (что справедливо, поскольку они владеют им), но и американцам (поскольку оно входило ранее в разрез "Богатырь", по-видимому). Но последнее несправедливо, да?
Корреспондент: И наконец, Коллега перешел к долгам в бюджет.
Коллега: В настоящий момент предприятия Павлодарской области не заплатили 11 млрд 353 млн тенге (по состоянию на 01.07.98). Долги в местный бюджет составляют 2 млрд 407 млн тенге
Долги разреза "Северный" составляют 251 млн 627 тыс тенге (без внебюджетных платежей). Т.е. более 10% от суммы местного бюджета составляют долги разреза "Северный", которым владеет российская РАО ЕЭС. Еще на 01.01.98, т.е. полгода назад, долг был 98 млн, в 2 5 раза меньше
Долг россиян в Пенсионный фонд на сегодня составляет 224 млн тенге (45 млн на 01.01.98).
Хорошая динамика долгов.
В то же время американская Access не имеет таких долгов.
Тогда возникает вопрос о пафосе и отсутствии пафоса. Пафос против американцев может быть объяснен. А отсутствие пафоса против русских кто объяснит?
Кстати, у американцев блокированы счета и в понедельник, по-видимому, будет объявлено о задержке в выплате зарплаты.
Корреспондент: Коллега, как опытный журналист, на десерт приберег кое-что...
Коллега: Из бесед с местными экибастузскими журналистами возникло ощущение о возможном прослушивании телефонных разговоров. Другое ощущение - местные журналисты явно боятся писать о настоящей картине,
Ясно одно: в местной прессе полно критики Access, есть критика евразийцев, но северян предпочитают не трогать. Вы можете это объяснить?
Корреспондент: Ну, мне, сидя в алматинском кресле, это не удастся. ВРЕМЯ ПОкажет...
Сегодня мы - так же, как и другие средства массовой информации - получили пресс-релиз.
"Время по Гринвичу", 29 июля 1998 года, № 57 (275)
TNSE