Алматинский центр ТРК: расследование продолжается
В связи с наделавшими в последнее время много шума событиями - задержанием сотрудниками КНБ генерального директора Алматинского центра республиканской корпорации “Телевидение и радио Казахстана” Ермека Турсунова и последовавшими вслед за этим противоречивыми слухами и заявлениями -
наш корреспондент обратился к президенту РК ТРК Ерлану САТЫБАЛДИЕВУ с просьбой прокомментировать происходящее.- Ерлан Абенович, расскажите, что произошло в корпорации и не отразится ли это на вещании?
- Расследование по этому делу еще продолжается, однако сегодня в прессе и на частных каналах телевидения на эту тему говорится достаточно много.
События начались гораздо раньше ареста Е. Турсунова. Лично я узнал об этом при весьма неприятных обстоятельствах 4 мая, когда приехал в Алматы, чтобы вплотную начать подготовку к Республиканскому телемарафону, посвященному Году народного единства и национальной истории. Ко мне подошел Ермек Турсунов и сказал, что два офицера КНБ шантажируют его, предлагая выступить в роли провокатора для того, чтобы скомпрометировать
меня путем передачи взятки, которую я якобы вымогаю у Турсунова. В противном случае грозили дать ход делу о финансовых нарушениях, к тому моменту выявленных ими в Алматинском центре.Ситуация была возмутительная, поэтому я поблагодарил Турсунова за мужественный поступок и подал заявление на имя прокурора города Алматы о незаконных действиях сотрудников КНБ. такое же заявление подал и Ермек Турсунов, назвав фамилии конкретных офицеров КНБ, по его словам, это некто Ю. Ем и А. Огай. от преследований которых он просил его оградить. Аналогичные письма были поданы мной и Е. Турсуновым министру информации и общественного согласия и в КНБ. От руководства этого ведомства мне известно, что виновные наказаны.
3 июня в конце рабочего дня Ермек Турсунов был задержан сотрудниками КНБ и помещен в следственный изолятор. Я узнал об этом на следующий день. Тогда же из городской прокуратуры поступило письмо о возбуждении против него уголовного дела, в котором Турсунов обвиняется в служебном подлоге и злоупотреблении служебным положением. В единственном документе, который был представлен - промежуточный акт сверки, речь идет о нарушениях при расчетах с арендаторами, оплате личного сотового телефона и пейджера и сокрытии платы за выезд осветительной техники. Как-то квалифицировать эти нарушения, пока идет следствие, никто не имеет права. В соответствии с законодательством я издал приказ о временном отстранении Е. Турсунова от должности до окончания следствия и возложил исполнение обязанностей генерального директора Алматинского центра на вице-президента корпорации Орынбасара Исахова. Это была необходимая мера, поскольку за организацию эфира отвечает конкретное должностное лицо.
Пробыв в следственном изоляторе около суток. Ермек Турсунов, выйдя под подписку о невыезде, стал делать заявления, противоположные своим предыдущим действиям: обвинять во всем случившемся руководство корпорации, пытаясь привлечь на свою сторону общественное мнение.
- Что вы можете сказать о рекламных доходах корпорации, ведь Ермек Турсунов в своих заявлениях часто касается этой темы.
- Приведу некоторые цифры. До начала 1997 года РК ТРК имела собственную рекламную службу для размещения рекламы на канапе “Казахстан 1”.
Этот отдел не мог выполнять роль настоящего рекламного агентства и занимался в основном приемом так называемой самотечной рекламы. В то время прайм-тайм на канале занимало агентство “Хабар”, которое тогда еще не имело собственного вещательного канала.
Основной доход от рекламы приходился на рекламный блок, выходивший перся началом новостного выпуска “Хабара” в 20.00. Я вскоре понял, что наши рекламщики, практически пользуясь рейтингом чужой телекомпании, при этом безобразно демпингуют. Доход от рекламы на “Казахстане 1” составлял около 200 тыс. долларов в год.
Кризисный период начался в первые дни февраля, 1997 года. “Хабар” выделился на отдельный канал, прайм-тайм освободился, а заполнять его было нечем. Рейтинг собственных программ был нулевой, закупать программы не было средств. Канал находился на грани коллапса.
Я провел переговоры с несколькими рекламными агентствами, представители которых буквально смеялись мне в лицо: “Ваш канал мертвый!”. Это сейчас они откровенно борются за право эксклюзивно размещать на нем рекламу!
Тогда было заключено генеральное соглашение с "Ист Юроп Консалтинг”, доход от которого был получен в два раза больше, чем за предыдущий год, а канал получил свыше 500 часов программной продукции и рейтинговый сериал “Даллас”, который мы продолжаем демонстрировать для наших зрителей а рекламодатели с удовольствием размещают в нем
свою рекламу.В начале этого года я поднял планку гарантированной суммы на 1998 год в два раза и получил отказ. Но ситуация была уже другая, к этому времени удалось переломить сложившийся отрицательный стереотип отношения к телеканалу у основных рекламодателей. Было заключено комиссионное соглашение с агентством медиа-сервис “Винтернэшнл-Азия”, которое было предупреждено нами, что если темп поступлений от рекламы не будет нас удовлетворять, то соглашение будет расторгнуто. Надо сказать, что за четыре месяца работы это агентство на правах комиссионера привлекло рекламных доходов больше, чем за три квартала прошлого года. По прогнозам, основанным на долгосрочных договорах, доход должен превысить 1250 млн. долларов США. Это в пять раз больше, чем два года назад
.Одновременно мы ищем агентство, которое бы на выгодных для корпорации условиях обеспечило гарантированный платеж. Такие переговоры вел Ермек Турсунов с рекламным агентством “ТВ МЕДИА”, которое обслуживает в Казахстане каналы НТК и ОРТ-Казахстан. Он очень активно настаивал на передаче на три года эксклюзивного права размещения рекламы на оба канала “Казахстан 1” и “Алатау” за 800тыс. долларов без права ежегодного пересмотра этой суммы больше чем на 15%
Когда я в Алматы провел непосредственные переговоры с этим агентством, то после некоторого колебания гораздо большая цифра - в миллион долларов - оказалась для них вполне приемлемой, в настоящее время обсуждаются сроки действия и предельный процент роста при пересмотре гарантированной суммы на каждый последующий год.
Подпиши я договор в том виде, в котором мне так настоятельно предлагал Е. Турсунов, я бы действительно нанес ущерб корпорации, поставив ее на три года в кабальные условия.
Я назвал достаточно цифр, которые бы не следовало раскрывать в печати. Но раз уже упоминается мое имя и при этом делаются, мягко говоря, странные заявления, я бы хотел, чтобы общественность знала и об этом.
Вообще, если говорить об объективных факторах, то рейтинг канала “Казахстан 1” постепенно повышается. Самый больной для нас вопрос - технического обеспечения - наконец-то начал решаться. Мы получили новое оборудование для Алматы. До конца года будет переоборудована по последнему слову техники студия программы “Акшам”, а областные бюро этой программы получат новые камеры цифрового формата.
“Казахстанская правда”, 19 июня 1998 года, № 118 ( 22590)
TNSE