Казахстан — Китай: есть необходимость “сверить часы”

В связи со встречей глав государств —участников Шанхайского и Московского соглашений и рабочим визитом в Казахстан председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев 30 июня ответил на вопросы аккредитованных в Алматы собственных корреспондентов агентства Синьхуа, газет “Женьминь жибао”, “Гуанминь жибао”, “Цзинцзи жибао” и “Фаджи жибао”.

С разрешения агентства Синьхуа мы публикуем это интервью, которое сегодня распространено в китайской прессе.

— Господин Президент, расскажите о нынешнем политическом и социально-экономическом положении в Вашей стране. Какие направления развития экономики Вы считаете приоритетными? Каких достижений добился "Казахстан за период независимого развития?

—Казахстан переживает сейчас переломный момент в своей новой истории. Перенос столицы в Астану, сам по себе являясь грандиозным событием, в то же время знаменует качественно новое состояние нашей страны. Этот акт прежде всего подтверждает, что Казахстан состоялся как самостоятельное государство, способное ставить перед сотой и успешно решать масштабные задачи поступательного развития. Видение этих перспектив содержится в Стратегии развития нашей страны до 2030 года, которая характеризует нашу деятельность как четко осознанную, устремленную в будущее.

С точки зрения международной политики Казахстан занял подобающее место в мировом сообществе, наше взвешенное поведение на внешней арене снискало заслуженное уважение в мире. Что касается внутреннего положения, то драматический поворот, связанный с распадом Советского Союза и переходом к рыночной системе, мы сумели пройти в обстановке общественно-политической стабильности и межнационального согласия. Все это создало надежные предпосылки для целеустремленных реформ в экономике.

Это был наиболее сложный участок реформ. В прошлом году мы констатировали — достигнута макроэкономическая стабилизация, обуздана инфляция, начался экономический рост. Конечно, его параметры пока не столь значительны, но главное — тенденция роста промышленного производства становится устойчивой. И мы постепенно переходим от кризисного управления экономическими процессами к методам-позитивного рыночного управления, к стратегии и тактике устойчивого развития.

Видите ли, в начале 90-х годов Казахстан экономически был неразрывно связан с Россией и оказался вовлечен в “шоковую терапию”, предпринятую российским правительством. Только после ввода в конце 1993 года собственной валюты мы получили рычаги самостоятельного управления экономическими процессами. Логика момента подсказывала нам, что нельзя перепрыгнуть пропасть в два прыжка, поэтому Казахстан в те годы встал перед необходимостью радикализировать реформы в экономической сфере. Прежде всего это касается приватизации, в которой мы пошли дальше и глубже, чем многие наши соседи по СНГ. Во-вторых, это потребовало коренной структурной перестройки экономики — на подлинно рыночных принципах. Наконец, мы в гораздо большей степени сделали упор на привлечение иностранных инвестиций. Наша решительность дала свои плоды, и сегодня Казахстан располагает устойчивым экономическим фундаментом, который позволяет сконцентрироваться на новых направлениях.

Наиболее важными из них мы считаем быстрое развитие малого и среднего бизнеса, благодаря которому можно насытить внутренний рынок повседневных товаров и услуг, укрепить рыночную инфраструктуру, уменьшить безработицу и снять напряжение, которое испытывает социальный бюджет. Особая роль возлагается на малый бизнес в сельском хозяйстве, переработку сельскохозяйственной продукции. В этой сфере мы обладаем неисчерпаемыми ресурсами.

Другой крупнейшей задачей является переход от сырьевой направленности экономики к развитию собственного производства конечной продукции из казахстанского сырья, который должен изменить в лучшую сторону экспортно-импортный баланс. Наряду с этим мы продолжим активные усилия по развитию транспортной инфраструктуры, прежде всего для доставки углеводородов на мировой рынок, постараемся извлечь максимум из транзитных возможностей страны в области коммуникаций и транспорта.

— Как Вы оцениваете политические и торгово-экономические отношения между


Китаем и Казахстаном и перспективы их развития? По Вашему мнению, какую роль сегодня играют Китай и Казахстан на мировой арене?

— Когда мы с вами беседуем, в Китае с 9-дневным визитом находится президент Соединенных Штатов Б. Клинтон. Едва ли на планете есть еще одна такая страна, в которой руководитель США находился бы со столь продолжительным визитом. Это лишь один из многочисленных факторов, подтверждающих роль великого Китая в мире, его динамизм и растущую экономическую мощь, его впечатляющие перспективы в наступающем столетии. Если авторитет Китайской Народной Республики в политике и военной области, в экономике, культуре и науке общеизвестен и непререкаем, то финансовый кризис в Азиатско-Тихоокеанском регионе показал подлинную финансовую мощь Китая, влияние которого на мировые экономические процессы отныне никто не сможет сбросить со счетов.

Мы полагаем, что значительный ресурсный потенциал Казахстана окажется очень полезным для претворения долгосрочных экономических планов Китая. Руководство вашей страны не скрывает своей заинтересованности в углублении экономического партнерства с Казахстаном. Эта заинтересованность встречает столь же позитивный отклик с нашей стороны, поскольку кооперация с КНР является для Казахстана одним из главных путей для надежного и гармоничного вхождения в мировую хозяйственную систему.

Общность интересов сегодня сказывается на всем спектре межгосударственных отношений Казахстана и Китая. Между нами нет никаких политических разногласий, над нами не довлеет груз прошлого. Китайская Народная Республика дала гарантии безопасности Казахстану в тот момент, когда мы добровольно отказались от ядерных ракет. Мы урегулировали пограничные проблемы, которые долгое время были камнем преткновения между СССР и КНР. В ходе предстоящего рабочего визита председателя Цзян Цзэминя мы готовимся подписать дополнительное соглашение, которое окончательно снимет проблему по двум последним спорным участкам на казахстанско-китайской границе.

За прошедшие годы мы упорно искали пути к тесному сотрудничеству в экономической сфере. Мы состыковали наши железнодорожные магистрали,причем ко взаимной выгоде: Казахстан получил доступ к тихоокеанским портам, Китай получил более короткий путь в регион Ближнего и Среднего Востока и в Европу. Начинает расцветать приграничная торговля, открываются новые пропускные пункты на границе.

Накопленный опыт сотрудничества закономерно привел наши страны к поиску взаимодействия на уровне глобальных проектов. Первым таким проектом стал казахстанско-китайский нефтепровод, реализация которого даст Китаю близкий и надежный источник энергоресурсов для растущей экономики, а Казахстану— громадный рынок сбыта и финансовые ресурсы для модернизации. Мы приветствуем тот факт, что КНР вошла в число стран-инвесторов и приступила к разработке нефтяных ресурсов на западе Казахстана, проявляет готовность принять активное участие в развитии новой столицы Казахстана.

Без сомнения, наши государства находятся лишь в начале пути сотрудничества, которое открывает перед нами впечатляющие перспективы. Отношения развиваются так, как и зафиксировано в документах, подписанных в ходе официального визита председателя Цзян Цзэминя в Казахстан в 1996 году. Тогда мы условились поднять отношения добрососедства, дружбы и взаимо


выгодного сотрудничества на обращенный в XXI век уровень взаимодействия и партнерства. И мы держим наше слово.

— В последние три года руководители Китая, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана ежегодно встречаются. Какова главная цель предстоящей встречи в Апматы?

—В 1996 году в Шанхае и в 1997 году в Москве президенты пяти государств подписали соглашения исключительной важности, которые установили режим доверия в военной области в районе бывшей советско-китайской границы и позволили приступить к сокращению войск в приграничной полосе, простирающейся на много тысяч километров. Военное и особенно политическое значение этих документов трудно переоценить. Благодаря им на громадной части Азиатского континента была создана и укрепляется атмосфера добрососедства, взаимного доверия, ставшая фундаментом для развития разносторонних связей между нашими странами, особенно экономической кооперации.

Но предстоящая в Алматы встреча имеет несколько отличную направленность. Не отрешаясь от рассмотрения вопросов сугубо военно-политического характера, в том числе реализации подписанных соглашений, мы предлагаем обсудить на ней проблемы региональной безопасности в более широком плане. На теле Азии кровоточит много ран. Народ Афганистана второе десятилетие живет в состоянии войны. Застопорился процесс ближневосточного урегулирования. Взрывы, проведенные Индией и Пакистаном, вызвали новый опасный кризис, чреватый тяжелыми последствиями для континента и мира в целом. Огромные размеры принимают незаконное производство и торговля наркотиками, контрабанда оружия и его накопление. Все это происходит на фоне экономического отставания, продолжающейся нищеты, проблем беженцев. Происходит в регионе, который по своим ресурсным параметрам и человеческому потенциалу имеет все предпосылки стать процветающим, идущим в ногу с прогрессом.

В предыдущие годы наши пять государств показали пример того, как на основе общих интересов можно решать трудные вопросы военно-политического характера, находить взаимоприемлемые решения. Полагаю, накопленный нами опыт и есть тот фундамент, который может способствовать формированию постоянного и действенного механизма по безопасности и сотрудничеству. Казахстан, как инициатор созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, приветствует любые усилия, любые формы сотрудничества, которые служат благородному делу укрепления стабильности и спокойствия в нашем общем доме.

— Что Вы ожидаете от рабочего визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Казахстан? Можете ли Вы рассказать о позиции Вашей страны в отношении тайваньского вопроса и проблемы сепаратизма?

— Как я сказал выше, в ходе рабочего визита председателя Цзян Цзэминя мы готовимся подписать дополнительное соглашение, касающееся двух последних спорных участков казахстанско-китайской границы. Таким образом, наши страны отныне будут иметь весь договорный пакет, который окончательно и навсегда урегулирует проблему прохождения границы. Надо сказать, что небольшие спорные участки на границе отнюдь не представляли собой проблему в наших двусторонних отношениях, тем не менее политическое значение этого соглашения очень велико. Потому что оно символизирует высокий уровень доверия, взаимопонимания и добрососедства меж


ду Казахстаном и Китаем, стратегического партнерства между нашими странами. Потому что отныне без всякой натяжки нашу границу можно именовать границей дружбы и сотрудничества.

С руководителем КНР мы обсудим также вопросы развития торгово-экономического сотрудничества. Товарооборот между нашими странами из года в год растет, достигнув в прошлом году 530 млн. долларов. Цифра достаточно весомая, но не отражающая действительный потенциал двусторонних экономических связей. Большое значение для их развития имеет увеличение транспортных возможностей наших стран. Речь идет не только о расширении грузовых перевозок, воздушного сообщения, мощностей железнодорожного перехода “Дружба—Алашанькоу”, пропускных пунктов, но и о развитии трубопроводных мощностей.

В сентябре прошлого года Казахстан и Китай подписали “контракт века” —о казахстанско-китайском нефтепроводе. Есть необходимость “сверить часы”, то есть внимательно посмотреть, как идет подготовка этого проекта, и если потребуется, придать динамизма этой работе. Кроме того, требуют внимания другие направления инвестиционного сотрудничества. К примеру, есть предложения о поставках казахстанского газа в Китай, об участии китайских компаний в развитии инфраструктуры новой столицы Астаны, в создании совместных экспортно ориентированных предприятий по выпуску товаров народного потребления и продуктов питания. Словом, логика двустороннего партнерства требует поиска новых путей экономического взаимодействия.

В отношении проблемы сепаратизма у Казахстана совершенно однозначная позиция: мы категорически не приемлем любые формы его проявления и выступаем за принцип неделимости и территориальной целостности Китая. Причем этой позиции мы придерживаемся не только в двусторонних казахстанско-китайских отношениях, но и в региональном и глобальном масштабах.

— Господин Президент, Вы известны как твердый сторонник интеграции стран СНГ. Сохраняете ли Вы оптимизм относительно процесса интеграции постсоветских стран?

— Последние встречи руководителей государств СНГ в Кишиневе и Москве показали, что Содружество пока не сумело стать действенным объединением постсоветских стран. Оно топчется на месте, все более увязая в пустых словопрениях об интеграции и не проявляя способности к реальным политическим и экономическим действиям. Как инструмент цивилизованного развода СНГ сыграло положительную роль, но, к сожалению, от него сегодня почти не исходят импульсы к развитию единого экономического пространства, основанного на общих целях и правилах. Если в ближайшие годы ситуация не изменится, то СНГ останется в истории только как “продукт распада” Советского Союза, а не как эффективное экономическое объединение с общим рынком и режимом торговли, с единой экономической системой.

Думаю, Казахстан в ближайшей перспективе сосредоточится на создании и укреплении действенных экономических механизмов внутри Таможенного союза, Центральноазиатского союза, членами которых в общей сложности являются шесть государств СНГ. Реальные успехи этих экономических объединении, без сомнения, подтвердят продуктивность политики интеграции и совместных экономических программ и могут послужить основой для возрождения общей экономической системы Содружества Независимых Государств.

 

"Казахстанская правда", 3 июля 1998 года, № 128 (22599)

TNKC