Реформы Кемаля Ататюрка и Казахстан
В течение нескольких лет в прессе шла дискуссия о притягательности турецкой модели развития для нашей страны” Естественно, что изучение и использование опыта других стран крайне необходимо для Казахстана, который осуществляет кардинальные изменения в экономической и политической сферах.
Но зарубежный опыт не является абсолютной истиной, а тем более стран, имеющих совершенно иную историю”
ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ ТУРЕЦКОГО опыта реформ, на мой взгляд, объяснялась несколькими обстоятельствами. Во-первых, в начале 90-х годов широко распространяется идея общетюркского единства. Турция была единственной из тюркских государств, которая имела существенные достижения на пути развития рыночной экономики и демократии. Тем более, что само руководство Турции не раз подчеркивало, что могло бы оказать существенную экономическую поддержку реформам в центральноазиатских государствах СНГ.
Во-вторых, существовали некоторые надежды на получение турецких инвестиций, позволяющих модернизировать экономику. Однако сама Турция в середине 90-х годов вошла в период кризиса, прежде всего политического. Это было связано с обострением политических дискуссий о светских
основах этого государства.В-третьих, большинство ведущих стран мира серьезно опасались возможности роста фундаменталистских настроений в Центральной Азии и роста влияния Ирана. Многочисленные публикации тех лет всерьез рассматривали проблему экспорта идей “исламской революции” в Казахстан и даже передачи Казахстаном ядерного оружия и технологий Ирану. В связи с этим шла информационная битва за создание привлекательного образа светской Турции в пику фундаменталистскому Ирану. Являясь членом НАТО, Турций стремилась получить дополнительные инвестиции США и ЕС в свою экономику для того, чтобы стать своеобразной витриной западного мира для центральноазиатских государств.
С течением времени становилась очевидней разница между нашими странами. 91 не отрицаю очевидные достижения этой страны в модернизации экономики и развитии демократии. Просто мы, хотя и являемся потомками общего предка, имеем разный исторический опыт и разный уровень развития. Ситуация такова, что суверенный Казахстан уже не нуждается в “старшем брате”, более того, сам уже может кое-чему научить другие страны. Кроме того, несмотря на очевидные успехи, инвестиционные возможности турецкой экономики оказались не настолько большими, чтобы обеспечить доминирование Турции в нашем регионе.
ИТАК, С ЧЕГО НАЧИНАЛИСЬ РЕ- формы в Турции, справедливо связываемые с именем великого Кемаля Ататюрка? Турция пережила первую мировую войну, оккупацию части территории, освободительную войну против захватчиков, падение младотурков и окончательное освобождение от султанского режима, распад империи. Османская империя представляла собой государство разоренное войной и внутренними противоречиями. В результате войны Турция потеряло почти всю Восточную Анатолию, Месопотамию, Сирию, Палестину. В армию было призвано почти три миллиона мужчин, что привело к резкому падению сельскохозяйственного производства. Страна находилось на грани краха. В эти годы начинает формироваться и понимание необходимости создания новой Турции. Выразителем этих интересов стал Мустафа Кемаль. Он родился в 1880 году в Солонках, получил военное образование и прославился во время войны как талантливый полководец. В результате активной поддержки населения и длительной борьбы 29 октября 1923 года Турция была провозглашено республикой. На пост президента Великое национальное собрание Турции избрало Мустафу Кемаля. Конституция 1924 года наделяла президента широкими полномочиями. Как глава государства он являлся верховным главнокомандующим всеми вооруженными силами страны, принимал дипломатических представителей иностранных государств, назначал Председателя Совета министров, представлял парламенту ежегодные отчеты о деятельности правительства, подписывал и обнародовал принятые парламентом законы, а также инструкции Совета министров о порядке проведения в жизнь законов.
Естественно, что главной задачей на тот период было разрешение экономических проблем. Еще до прихода к власти, “Экономический конгресс”, созванный комалистами в Измире в феврале 1923 года, поставил задачу перехода от мануфактуры и мелкого производство к крупным фабрикам и заводам, создания отраслей промышленности, для которых в стране имелось сырье, формирование государственного банка. В двадцатые годы правительство стремилось расширить использование сельскохозяйственных машин. С этой целью был принят ряд законов, которые предусматривали поощрительные меры для крестьян, использующих сельскохозяйственную технику. Правительство оказывало всемерную помощь кооперативам, снижало железнодорожные тарифы на перевозку фруктов, инжира, зерна и т.д.
Любопытная форма поощрения правительством местной текстильной промышленности осуществлялась в соответствии с законом, принятым в декабре 1925 года. Государственные служащие обязаны были носить одежду, изготовленную из тканей отечественного производства, даже если эти
ткани стоили на 10 процентов дороже, чем импортные. Разница в цене покрывалась государственными учреждениями и муниципалитетами.Осознавая необходимость консолидации нации для решения трудностей, Измирский конгресс принял “Экономический обет” на принципах национального единства и предотвращения классовой борьбы. В нем пишется, что “турки любят друг друга от души, без различия классов и убеждений”. Это были не просто красивые слова, а реальная задача преодоления последствий гражданской войны, раскола общества, разрешения межнациональных и социальных противоречий.
Перед Мустафой Кемалем стояли труднейшие задачи: в том числе консолидация общества на идеях здорового национализма. В течение многих веков Турецкая империя играла ведущую роль в мировой политике. Это наложило своеобразный отпечаток на сознание туркав, на образ их мышления. Преодолеть имперский стереотип, когда каждый турок считал себя выше, чем остальные жители государства, было труднее, чем даже перестроить экономику страны. Тем более, что турецкий султан был одновременно халифом правоверных, а турки считали свою страну центром исламского мира. В годы младотурецкой революции главной доктриной был оттоманизм, т.е. стремление превратить всех жителей империи в единую нацию. По сути, речь шла об ассимиляции турками остальной части народов государства. Встретив упорное сопротивление этой политике, младотурки перешли к концепции “пантюркизма”. Во внутренней политике пантюркизм по-прежнему был направлен на ассимиляцию народов, а во внешней - подчинение господству турок других тюркских народов от Босфора до Алтая. Идея пантюркизма сочеталось с огромным влиянием идей панисламизма, основанного на объединении мусульман под властью турецкого султана-халифа.
Мустафа Кемаль выделил тюркизм от пантюркизма. Уже во время освободительной войны против оккупационных сил Антанты, Мустафа Кемаль понял, что победа возможна только за счет консолидации турецкой нации, а не всего населения империи. Утрата провинций, говорящих но арабском языке, переселение турок из Греции превратила Турцию в более однородное в национальном плане государство. Это создало условия для объединения на этнической почве.
Таким образом, кемалисты поставили вопрос об отказе от имперских амбиций и признании права ранее покоренных народов самостоятельно решать свою судьбу. Идея национального единства сыграла настолько значительную роль, что новая турецкая армия смогла остановить наступление превосходящих греческих войск и разгромить их. Мустафа Кемаль сформулировал основные принципы национальной идеи - родина, нация, республика, общественные права. Наряду с ними было принято шесть принципов, которые были включены в Конституцию. Республиканизм означал верность республиканской форме правления; революционизм - верность принципам борьбы за независимость, национализм - возвышение турецкой нации; лаицизм - защиту принципа отделения религии от государства; народность - непризнание классов и классовой борьбы; осуществление народного суверенитета на основе демократизма. Были сделаны конкретные практические шаги по реализации этих принципов.
Светские основы государства закреплялись тем, что 2 марта 1924 года был ликвидирован халифат и члены османской династии высланы за пределы страны, закрыты министерство по делам религии и вакуфов (церковные земельные имущества) и мусульманские духовные училища. Нам может показаться достаточно странным то, что Мустафе Кемалю приходилось даже идти на такие шаги, кок введение запрета на ношение фески. Революцией стало появление Кемаля в шляпе. В мусульманской Турцией шляпа была символом гяура, и турка, который рискнул бы ее надеть, могли забить камнями. В декабре 1925 года в Турции было введено европейское летоисчисление и времяисчисление. Для оптимизации работы с западными предпринимателями день отдыха был перенесен с пятницы но воскресенье. В 1926 году был введен гражданский кодекс, который отменял нормы мусульманского права, взамен церковного 6ыл установлен гражданский брак. Борьба кемалистов против влияния духовенства была не борьбой против религии вообще. “Принципу отделения церкви от государства не нужно придавать смысла безбожия”, - говорили кемалисты. Кемалистский курс был нацелен на превращение религии в индивидуальный принцип, нежели но основополагающий принцип организации общества. Индивидуальная приверженность исламу в таком случае пользовалась уважением, в то время кок политизация на религиозной основе была строго запрещена. Перед их глазами стоял пример СССР, где служители культа подвергались массовым репрессиям, а религиозные чувства оскорблялись властями.
Заслугой Кемаля Ататюрка стало введение нового алфавита. Кемаль сказал: “Граждане, мы должны принять новые буквы для нашего прекрасного языка... Мы должны освободиться от непонятных значков, в железных тисках которых нош мозг томился в течение веков... Научитесь без промедления этим новым турецким буквам. Обучите им весь народ, крестьян, пастухов, грузчиков, лодочников. Рассматривайте это как патриотический и национальный долг”. 1 ноября 1928 года Великое национальное собрание приняло закон о реформе алфавита и со следующего года он был введен.
При Кемале началась робота по введению равных прав мужчин и женщин. В 1930 году женщинам было предоставлено право выборов в муниципалитеты, а в 1934 году - в парламент. Результатом такой политики можно считать и то, что через несколько десятков лет премьер- министром страны стала женщина - Тансу Чиллер. В 1934 году Турция совершила еще одну революцию - ввела фамилии. Мустафа Комель получил от парламента почетную фамилию Ататюрк.
Создание Турции, как современного государства, продолжалось в течение нескольких десятилетий. Турция знала и военные перевороты, и неоднократные смены правительственного курса, и жесткие экономические кризисы, и дефицит товаров, и массовую безработицу, которая заставляла искать работу за рубежом. Огромный вклад в экономическую реформу внес Тургут Озал, который всегда хорошо относился к Казахстану. Именно им были проведены либеральные реформы, которые составили основу турецкого экономического чуда.
ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО ТУРЕЦКАЯ МОдель реформирования прочно вошла в учебники и многое она может нам подсказать. Но в Казахстане иная ситуация. Руководству Турции приходилось осуществлять переход от мануфактурного производства к промышленному. Ноша страна имеет достаточно развитую крупную промышленность, в том числе и уникальные производства. Ликвидация неграмотности населения и реформа алфавита была одной из составляющих кемалистской революции. Но вряд ли нужно говорить о том, что в нашей стране эта проблема уже давно решена. Нам необходима модернизация уже существующей системы образования, развитие паритетно существующей государственной и частной системы образования, здравоохранения и культуры. Отделение религии от государства и строительство светских основ Турецкой Республики, наверное, было самой сложной проблемой. Даже сегодня исламистские партии пытаются ликвидировать это завоевание турецкой революции. V нас, к сожалению, иногда возникают разговоры о введении ислама в качестве государственной религии и отказе от светских основ казахского государства. Но я еще раз должен повторить, что у нас другая история. Турция несколько веков была не только империей, но и халифатом. Ислам здесь был не только государственной религией, но и в определенной мере элементом этнической самоидентификации. Для нас, казахов, религия, в том числе и ислам, никогда не играла такой роли. Усиленное проникновение ислама в большей степени было связано с развитием колониальных отношений. Вплоть до XX века ислам был поверхностно усвоенной религией, которая сочеталась с традиционными доисламскими верованиями.
Сегодня исламизация страны была бы серьезным шагом назад, тем более в условиях многонационального состава населения. Такой шаг был бы направлен и против Конституции нашей страны, закрепляющей светские основы Республики Казахстан и запрещающей формирование политических организаций на религиозной основе. Неоценимым представляется для нас опыт Турции по формированию единства нации и преодолению отживших стереотипов. Сами турки не раз отмечали, что государством была проделана большая работа по преодолению комплекса неполноценности по отношению к промышленно развитым странам. Преклонение перед зарубежным опытом уступило место новому лозунгу - “Мы можем работать даже лучше, чем западные рабочие, предприниматели, банкиры, ученые”. Культивирование веры в собственные силы привело к тому, что турки не только поверили в собственные силы и возможности, но и смогли активно усвоить современные технологии, рыночные отношения.ПЕРЕД КАЗАХСТАНОМ УЖЕ НЕ Стоят проблемы ликвидации неграмотности, развития промышленного производства и механизации сельского хозяйства. В Казахстане достаточно развитая система образования, науки и культуры, имеется уникальный технологический опыт. Уже сформировалась основа класса предпринимателей. Многие задачи, которые приходилось решать Кемалю Ататюрку в ходе изнурительной политической борьбы, уже реализованы. Но это не значит, что нам предстоит легкий путь. Далеко не так. Каждое время ставит свои задачи. Мы восстановили свое государство на пороге XXI века. А это значит, что нам предстоит овладеть принципиально иной технологией, новым типом рыночных отношений, помноженных на завоевания человеческого разума. Казахстан - многонациональное и полноконфессиональное государство. А значит необходима разумная национальная политика и обеспечение баланса интересов различных народов. Длительное время наша республика было аграрно-сырьевым придатком Союза, что привело к созданию однобокой инфраструктуры производства, серьезным экологическим бедствиям и перекосам в демографической политике. Серьезные проблемы достались нам в наследство и в социальной сфере. В сельской местности, где преобладает казахское население, в крайне запущенном состоянии была система медицинского обслуживания. В течение многих лет проводилась политика сужения сферы применения казахского языка
.Восстановление казахской государственности проходило в чрезвычайно сложных условиях. Необходимо было сохранить целостность границ нашей республики. Не стоит забывать того, что совсем недавно некоторые политики, в том числе и из так называемого демократического лагеря, призывали к отторжению ряда областей и даже ликвидации казахской государственности. Политика КПСС привела к тому, что нам в наследство достались территориальные проблемы с Китаем и другими странами. В результате взвешенной внешней и внутренней политики эта проблема была разрешена, но сегодня мало кто помнит, скольких усилий для этого потребовалось. Присутствие на нашей территории ядерного оружия: 104 ракеты СС-18 и 40 стратегических бомбардировщиков с 240 ядерными ракетами тяжелым бременем легло на плечи нашей республики. Вокруг этой проблемы происходили различные спекуляции в том числе попытки очернить нашу страну. В руках Казахстана по существу был вопрос о нераспространении ядерного оружия. В то время руководство заняло единственно верную позицию - убрать с территории Казахстана это смертоносное оружие, получив при этом твердые гарантии ведущих государств миро. Такие гарантии от США, Великобритании, Франции, России, а затем и КНР были получены. Серьезнейшим вопросом было обеспечение экономической самостоятельности государства. В течение нескольких лет Казахстан был вынужден идти в фарватере российской экономической политики. Все объяснялось достаточно просто - еще во времена СССР почти 94 процента предприятий находились вне ведения республиканского правительства. Жесткая привязка к российской экономике не позволяла осуществлять самостоятельную политику. Введение национальной валюты и ее стабилизация, политика внешнеэкономической открытости и приверженности рыночным преобразованиям сегодня позволили перейти к самостоятельной модели экономической реформы. Во многих государствах миро на решение этой проблемы ушли многие десятилетия. Даже в современной Турции говорят о том, что Кемаль Ататюрк основал современное турецкое государство, а Тургут Озал сделал ее процветающей страной.
В течение нескольких лет был решен вопрос насыщения рынка товаров и услуг. А ведь всего несколько лет назад тотальный дефицит на предметы первой необходимости, пустые прилавки были единственным украшением торговой сети.
По уровню иностранных инвестиций Казахстан приблизился к странам Восточной Европы. Это позволило поднять на ноги ранее простаивающие предприятия, осуществить модернизацию производства.
Несмотря на очевидный прогресс во всех сферах жизни нашей страны, все еще остается громадный груз нерешенных проблем. Решение их от единства воли казахской нации, всех казахстанцев. Поэтому необходимо активное сотрудничество государства и общественных организаций и партий в консолидации нашего народа, который получил возможность восстановить свое государство после многих десятилетий пребывания в рамках колониальной, а затем и тоталитарной империи.
Асылбек БИСЕНБАЕВ
Председатель Либерального движения Казахстана"Столичное обозрение", 10 апреля 1998 года, № 14 (204)