Бен Ладен, Назарбаев и Алиев
Алма-Ата, 14 сентября 2001 года
Сергей ИВАНОВ
Небывалая трагедия в США стала уже достоянием новейшей истории. Не только официальный Вашингтон, но и весь взбудораженный мир сделает свои выводы из случившегося 11сентября.
И одним из этих выводов должны стать известные всему миру взаимоотношения президента Назарбаева и его окружения с наиболее одиозными представителями того мира, который имеет самое непосредственное отношение к ставшему уже интернациональными по звучанию и по содержанию термину “международный терроризм”. Речь идет об Усаме бен Ладене, признанным всем мировым сообществом Террористом №1. Ряд зарубежных изданий и агентств писали в свое время о тесных контактах Назарбаева с ним. Весь мир обошли фотокадры шикарного офиса в самом центре новой столицы Казахстана – Астана, буквально в ста шагах от резиденции самого Назарбаева, компании “Бен Ладен групп”. Секретом Полишинеля является и то, что эта небезызвестная в недрах международных правоохранительных органов, включая Интерпол, финансовая группа вложила средства в строительство заветной мечты Назарбаева –новой Ставки в бескрайних степях Сары Арки.
На этом фоне кощунственными звучат слова соболезнования президента Назарбаева президенту США Джорджу Бушу и всему американскому народу. Как может соболезновать человек, имевший непосредственные контакты (тем более – бизнес-контакты!) с человеком, который уже называется главным организатором чудовищных террористических актов! Думаю, в США разберутся, насколько искренни слова Первого президента Казахстана…
В моем скромном понимании подобные трагические события требуют особого такта и корректности в комментировании их отдельно взятыми политиками (или теми, кто спит и видит себя политиком). Мне импонирует то, как те же высокопоставленные лица США и других стран сдержанно и с присущей серьезным политикам осторожностью высказывали свои максимально выверенные мнения по поводу случившегося.
В Казахстане же случилось то, что должно было случиться. Пальму первенства по комментированиям Армагеддона в США завоевал небезызвестный в сахарных и семейных кругах Рахат Алиев, который по совместительству является и старшим зятем президента Назарбаева и первым заместителем председателя Комитета национальной безопасности страны. Сразу в нескольких газетах (мне на глаза попались только “Время”, “Караван”, “Новое поколение”) появились его пространные интервью с шикарными фотографиями в не менее шикарной генеральской форме с кричащими заголовками: “Наша реакция будет жесткой”, “Земля Казахстана не для террора”, “Бороться с терроризмом будем жестко”.
Трагедию и горе американцев генерал Алиев использовал на полную катушку для рекламы своего ведомства. Вот лишь несколько пассажей из его интервью в этих изданиях (кстати, интервью, как близнецы похожи друг на друга): “КНБ активно взаимодействует со спецлужбами иностранных сопредельных государств… КНБ вовлечен в поиск по установлению лиц и террористических организаций… Деятельность подразделений КНБ нацелена на то, чтобы добыть упреждающего характера информацию…КНБ будет проводить все мероприятия в соответствии с планом…Борьба с терроризмом является абсолютным приоритетом КНБ Казахстана…”
По моему глубокому убеждению, подобные рапорты уместны в отчетах или в плановых интервью. Но отнюдь не во время вселенского траура! Заниматься саморекламой в такие дни в нашей стране может только Алиев. Ведь все задаются резонным вопросом: “А где же формальный первый руководитель КНБ, его председатель Тажин?”. Но в условиях Казахстана это уже риторический вопрос...
Докладывая всему миру, о том, какая у нас мощная структура КНБ, Алиев не заметил, как перешел определенные границы такта и корректности по отношению к своему тестю, точнее президенту Назарбаеву. Как известно, в соответствии с Конституцией, единственным гарантом конституционных прав и свобод граждан Казахстана является президент. Тогда как же понимать слова заместителя председателя одного из республиканских ведомств Алиева: “При этом обращаю внимание, что конституционные права и свободы граждан нарушаться не будут”. Или: “Считаю, что Комитет национальной безопасности в состоянии гарантировать безопасность и свободу граждан в нашей стране”. Сказал, как отрезал. Отрезал действующего президента от его основных функциональных обязанностей.
Возникает вопрос: если мы имеем такую структуру, которая может нам обеспечить наши основные права и свободы, то зачем нам институт президентства?! Зачем же Назарбаеву дублировать своего зятя?! Не лучше ли нам обойтись одним КНБ? Во-первых, колоссальные деньги сэкономим. Во-вторых, кончатся все эти разговоры о распрях в Семье Назарбаева. И в третьих, и выборов никаких проводить не надо, ведь зять уже назначен Указом своего тестя. Глядишь и оппозиция, ожидающая своего звездного часа во время будущих выборов, успокоится.
Да и у Алиева есть изрядный опыт устрашения и запугивания отдельных строптивых оппозиционеров…Тем более, комментируя события в США, делая заявления, имеющие международный резонанс, Алиев уже выступает как политик международного масштаба или один из лидеров казахской нации. Тем более, он заявляет: “Ситуация в стране находится под полным контролем”.
Это все напомнило мне один бородатый анекдот.
Стоят два ковбоя. Рядом то и дело на огромной скорости проносится третий ковбой.
Один ковбой спрашивает другого:
Кто это?
Неуловимый Джо.
А что, никто не может его догнать?
Нет, почему - могут. Просто кому он на фиг нужен…
Грубейший PR одного из зятьев президента Назарбаева на фоне трагических событий в США напомнил мне и этот анекдот в том числе…
Алма-Ата, 14 сентября 2001 года