Украина: политиканы давят православную церковь
Тень Брестской унии опускается над Украиной

Эл. почта, 25 января 2000 года

К. ФРОЛОВ

“Благочестивое мошенничество” вчера и сегодня. Снова вмешательство политиков в дела Церкви. Так называемая “Украинская Поместная Церковь” перейдет на новый стиль и будет сближаться с униатами.

Не для кого не является секретом тот факт, что следующим этапом после создания т.н. “Украинской Поместной Церкви” под эгидой патриарха Варфоломея станет новая уния этой конфессии с католицизмом. Об этом свидетельствует как исторические корни самой автокефалистской идеи, так и откровенные высказывания Патриарха Варфоломея и апологетов раскола.

Собственно, идея отдельной от Москвы Западно-Русской митрополии с целью постепенного ее подчинения Ватикану была впервые выдвинута в 15 веке отступником от Православия Московским митрополитом Исидором, изгнанным из России и возведенным в Ватикане в кардинальское достоинство.

В XVII веке в католических кругах разрабатывается новая идея, призванная не допустить консолидации русского народа и усиления влияния Русской Православной Церкви, что было бы гибельным для с трудом сколоченной Брестсткой унии и трещавшей по швам Речи Посполитой.

Сами униаты признают, что проект создания “Киевского Патриархата” был изобретен в Ватикане. Имеется в виду именно католический Патриархат восточного обряда (Рим создал свои униатские “патриархаты” в противовес Православным патриаршим кафедрам - Антиохийской и Иерусалимской и др.)- в 1996 г. на симпозиуме “400 лет Брестской унии. Критическая переоценка”, состоявшемся в г. Нейменген, Голландия, доктор Фрэнсис Томпсон (Антверпенский университет, Бельгия) утверждал, что униатский митрополит В. Рутский направил в 1624 г. в Рим план создания униатского Киевского Патриархата. Согласно этому плану “после избрания Патриарха, он и его епископы - коллеги принесут присягу Святому Престолу, а верующие постепенно приспособятся к новому положению. Эту схему, которую с известной долей справедливости прозвали “благочестивым мошенничеством”, Рутский направил в Рим в 1624 г.” (400 лет Брестской унии. Критическая переоценка. М. Издание Библейско-Боголовского ин-та. 1998 г). Все это как нельзя более актуально - всем должно окончательно стать ясно, откуда проекты “Украинской Поместной Церкви”, “украинской автокефалии”, “канонической”, или “неканонической”, “Киевского Патриархата” и т.д.

Нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей является продолжателем курса печальной памяти патриарха–униата Афинагора (Кокинакиса),который в 1960-е годы самочинно, без каких-либо консультаций с представителями братских поместных православных церквей “снял” анафемы с латинян, наложенные в 1054 году Цареградским Патриархом Михаилом (Керруларием). Данный абсолютно неканоничный шаг вызвал шквал возмущения в православном мире, в особенности на святой горе Афон - в результате этого шага Афинагора там возникло движение “непоминающих” монахов-зилотов, отказывающихся поминать имя Константинопольского Патриарха как вероотступника. Следующий после Афинагора патриарх Димитрий продолжил линию Афинагора, постоянно посещая папу в Ватикане. Варфоломей еще более углубил эту линию. Последним крупным шагом Константинопольского Патриархата, откровенно направленным на унию с католицизмом, является заявление, принятое Константинопольским Патриархатом 26 декабря в г. Изник (Турция) на встрече представителей Поместных Церквей. В заявлении содержится призыв к “преодолению раскола между католиками и православными”, а также внешне благочестивая риторика, которой всегда прикрывались и идеологи Ферраро-Флорентийской Брестской уний, о том, что “Христианский мир был разделен и раздроблен, что стало оскорблением чувств во всем мире…мы призываем всех работать в направлении диалога и правды…”. Естественно, в “Заявлении” ни слова нет о необходимости покаяния католической стороны в многовековой кровавой антиправославной политике и о необходимости отказа от догматических искажений учения Церкви, содержащихся в католицизме. Данное откровенно проуниатское заявление выглядит тем более абсурдным и вызывающим, ибо Ватикан совсем недавно официально, четко и недвусмысленно, заявил, что только Римская церковь является Церковью. Печально то, что данное заявление подписали представители всех Поместных Православных Церквей, кроме Русской (которая, как известно, прервала всех политические и дипломатические отношения с Константинопольским патриархатом). Особенно печальным и настораживающим выглядит подпись представителя Иерусалимской Патриархии - при Патриархе Диодоре это было немыслимо. Остается надеяться, что Соборы Поместных Церквей дезавуируют подписи своих представителей под этим антиправославным документом.

Как уже отмечено выше, украинскую политику Константинопольского Патриархата следует рассматривать именно в этом униональном контексте.

Показательным и откровенным является интервью одного из идеологов автокефалии, известного Руховского деятеля Игоря Юхновского, опубликованное 29 декабря 2000 года в Киевской газете “День”. Процитируем принципиально важные выдержки: “Как я вижу 2001 год? Думаю, в Украине будет единая Поместная Церковь… В дальнейшей перспективе вижу также объединение Православной Церкви с Греко-Католической…Начинать надо со снятия тех наказаний, запрещений в священнослужении и анафемы, которые наложила на украинских иерархов Московская Патриархия. Для этого Вселенский Патриарх должен созвать свой Синод, а возможно-Церковный суд. Речь идет о реабилитации теперешнего Патриарха Филарета и нескольких епископов УПЦ КП УАПЦ… Приветствовал бы еще одно нововведение-переход украинского православия на григорианский календарь…” (Филарет был предан анафеме, а остальные лишены сана за грех раскола, который, по учению Церкви, не смывается даже мученической кровью. Константинопольский патриарх не имеет никакого права изменять меры канонического прещения, наложенные на Филарета со товарищи его законным Священноначалием Русской Православной Церкви - только оно имеет право выносить суждение о бывших своих клириках. К.Ф.

Как и Ферраро-флорентийская и Брестская унии, созданные под грубым нажимом государства, создание “Незалежной церкви”, ее дальнейшее объединение с греко-католиками, переход на григорианский календарь происходят вопреки воле единственной канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и церковного народа Украины. Очевидно, что после сказанного выше, ни один сознательный православный христианин не пойдет ни на какое участие в искусственно создаваемую откровенно униатскую конфессию.

Поражает степень грубого нажима со стороны государства и ангажированных партий и политиков, стоящих за этой авантюрой. Тот же самый Юхновский пишет: “Весьма важным считаю тот факт, что обращение к Вселенскому патриарху, которое мы только что отвезли в его резиденцию в Фанаре, подписали 240 народных депутатов - от всех фракций нашего парламента. Это означает, что идея Поместной Церкви получает в лице народных депутатов всенародную поддержку”. Подобная демагогия является настолько опасной для самого Православия, что оставить ее незамеченной было бы серьезной ошибкой. Подавляющее большинство депутатов не имеет никакого отношения к Церкви, являются попросту неверующими людьми. Среди нардепов - раскольники, нацисты, греко-католики, олигархи, мусульмане, иудеи, атеисты, протестанты и проч. Многие из них вообще не компетентны в церковных делах и не имеют представление о недопустимости и абсурдности подписанного ими письма. Причем здесь церковно-канонические проблемы? Само по себе появление подобного рода письма депутатов к патриарху Варфоломею является опаснейшим прецедентом вмешательства государства, вмешательства политиков и частных лиц в дела Церкви. Православные граждане не только Украины, но и других православных стран просто обязаны выступить против подобного рода прецедентов самым жестким образом, ибо “дурной пример заразителен”. Кстати, 240 подписантов из более чем 400 депутатов - не так уж много, а ссылки Юхновского на мнение народа являются лживыми, ибо именно церковный народ выступает против автокефалии и никто не примет унию и григорианский календарь.

Между тем, 9-10 января состоялся очередной “разбойничий Собор” т.н. “киевского Патриархата”. Кроме очередного обращения к униатствующему патриарху Варфоломею, приглашения посетить Украину в конце мая, новым было присутствие представителей другой ветви раскола - т.н. “Украинской автокефальной церкви (УАПЦ)”, которые ранее отказывались от любых “посиделок” конкурентами из “Киевского Патриархата”. Впрочем, УАПЦ настолько маргинальна, что это несущественно. Важным же является подчеркнуто подобострастный тон обращений “Собора” к украинским властям, которым выражается “букет” благодарностей за внимание и инициативы в деле создания “единой Поместной Церкви”, за приглашение в Киев Варфоломея и проч. Важным в контексте острейшего внутриполитического кризиса на Украине, возникшего в результате т.н. “дела Гонгадзе”, когда достаточно разномастная оппозиция (от социалистов до националистов) пытается обвинить в смерти известного в определенных украинских кругах журналиста Георгия Гонгадзе президента Украины Леонида Кучму и добиваются импичмента президенту. Поговаривают, что за антикучмовской кампанией стоят прозападные силы, которые хотели бы заменить “мавра, сделавшего свое дело”, на еще более проамериканского премьер-министра Виктора Ющенко. Нынешний Кабинет министров Украины стал символом воинствующей русофобии. В этих условиях Кучме логично было опереться на пророссийские силы, на УПЦ Московского Патриархата. Между тем, часть окружения президента Украины, в первую очередь, такие личности, как ведущий организатор филаретовского раскола, соответственно, противник Церкви), экс-президент Леонид Кравчук, ныне заявляющий себя союзником Кучмы, провоцируют последнего на антиправославную политику (исходя из последних интервью Кравчука, где он прославляет Варфоломея, Филарета и Кучму, не исключено, что именно он подсоветовал филаретовскому “собору” принять максимально подобострастные по отношению к власти решения). Таким образом, президент Украины оказался перед выбором. Нынешний разношерстный характер антикучмовской оппозиции делает ее успех сомнительным. Однако, если Леонид Кучма не прекратит поддержку авантюры с созданием т.н. “Украинской поместной церкви”, а точнее - насаждением унии, то он действительно рискует натолкнуться на этот раз на серьезную и массовую оппозицию православных граждан Украины (паства УПЦ МП насчитывает более 35 миллионов человек), под совершенно другими, куда более серьезными и глубокими лозунгами. Действительно, у православных христиан Украины есть грозное оружие - Социальная доктрина, принятая Архиерейским Собором Русской Православной Церкви летом 2000 г., согласно которой Церковь может отказать в лояльности государству, действия которого смущают совесть верующих. Поставленные перед фактом насилия со стороны государства, перед фактом создания антиканоничного, дрейфующего в сторону унии и реформации псевдоправославного суррогата - т.н. “Украинской Поместной Церкви”, православные будут обязаны действовать законным, но самым решительным образом, для защиты своей Веры. Вспомним массовые многотысячные акции православных верующих Крыма в 2000 году, когда они перекрыли все дороги в Симферопольский аэропорт, в Херсонес, чтобы не допустить к святыням Русской Тавриды клятвопреступника и расколоучителя Филарета Денисенко, или недавний случай в Киеве, в Китаевой пустыни, когда православные просто выставили с территории этой великой святыни “матери городов русских” - Киева, тамплиеров, пытавшихся создать свою резиденцию прямо на территории монастыря.

Замечательный русский историк Антон Карташев писал, что именно насилие королевской и шляхетской власти над Православной Церковью, создание и поддержка ею Брестской унии, привело в итоге к гибели Речи Посполитой, к восстаниям православного народа Западной Руси, которые, в свою очередь, закончились воссоединением Малороссии и Великороссии.

Есть еще студенческая поговорка - “уроки истории учат, что уроки истории ничему не учат”.

Эл. почта, 25 января 2000 года