Споры у “трех колодцев”
Республикам Центральной Азии грозит голод

"Общая газета", 21 декабря 2000 года

Сергей КУМАНИКИН

Причина - небывалая засуха минувшего лета. В Узбекистане на грани катастрофы оказались Каракалпакия и Хорезм. Посевы риса, овощей, картофеля погибли на корню. Чтобы выжить, в будущем решили сеять подсолнечник, не требующий много воды, и валять валенки из шерсти коз для России. Официальный Ташкент, отбросив обычные амбиции, обратился к мировому сообществу за помощью - ущерб в 50 миллионов долларов покрыть нечем.

В Таджикистане, по словам министра сельского хозяйства республики Шоди Кабирова, погибли более 100 тысяч гектаров пшеницы - треть всего клина, урожай хлопка около 300 тысяч вместо запланированного полумиллиона. ООН, чтобы предотвратить голод, в срочном порядке собирает для Памира 70 миллионов долларов.

Не лучше в южных районах Казахстана и Киргизии. В Бишкеке и Астане воду в жилые микрорайны подают строго по графику, и напора хватает лишь до третьего этажа.

Между тем Средняя Азия, благодаря проложенным в эпоху СССР каналам, коллекторам, стройной системе водохранилищ, обладает самым крупным в мире орошаемым полем. В него вложены десятки миллиардов рублей, еще прежних, которые считали весомее доллара. Отчего же тогда грянула великая сушь?

Потеряно управление некогда единым водохозяйственным комплексом. Солнечные республики напоминают ныне измученных жаждой путников, каждый из которых норовит оттолкнуть другого от колодца, чтобы поскорее наполнить пригоршни. А драгоценная влага уходит меж пальцев...

Споры начались несколько лет назад. Первой возмутилась Киргизия, когда Узбекистан, самый крупный потребитель воды в регионе, за долги оставил ее в зимнюю стужу без газа. В ответ Бишкек, контролирующий водные потоки, зарождающиеся на ледниках Тянь-Шаня, под предлогом, что надо получить дополнительную электроэнергию и обогреть страну, отдал команду сбросить воду из крупнейшего в Средней Азии Токтогульского водохранилища. Сделано это было настолько поспешно и неграмотно, что искусственная Ниагара сокрушила все лежащие внизу по течению рукотворные моря. И летом, когда вода понадобилась на полях, ее стало резко не хватать...

Свои права предъявил и Казахстан. Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Серикбек Даукеев обвинил Узбекистан в нарушении межправительственного соглашения по равноправному использованию Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ. Мол, узбеки берут лишнее. Казахи предлагают обзавестись штатом наблюдателей, а заодно, для страховки от возможных ЧП, построить на юге новое водохранилище.

Вырыть огромное озеро в Каракумах решил и Туркменбаши. К этим планам относятся с большой опаской. Несомненно, поднимающейся на нефте- и газодолларах республике по силам создать в пустыне море. Но каковы будут последствия? Ведь наполнять водохранилище неоткуда, кроме как из Аму, с другого берега которой глядят голодные глаза изможденного засухой и привыкшего воевать Афганистана.

Не столько исламский экстремизм, сколько “водный вопрос” может взорвать Среднюю Азию изнутри. Малоснежные и слишком теплые зимы последних лет - предвестники маловодья, стали почти нормой на фоне глобального потепления климата. Перманентный демографический взрыв, по оценкам специалистов, неизбежно увеличит потребность в воде в предстоящие двадцать лет на 40 процентов. Свою долю “выпьет” и промышленность, покуда еле подающая признаки жизни. А ведь влаги не хватает уже сегодня...

Чтобы не умереть от жажды, Средней Азии придется изрядно поработать над своими хроническими ошибками. Так, до хлопкового куста доходит лишь чуть больше трети воды, остальная теряется в каналах и в борозде из-за нерадивости поливальщиков. Полуграмотное, зачастую варварское отношение к поливному полю (гарантированный урожай!) уже почти похоронили Голодную, Каршинскую, Джизакскую степи, бывшие в свое время “витринами развитого социализма”. В Бишкеке или в Ташкенте на одного горожанина в сутки тратится почти в два раза больше воды, чем в Париже.

Редкая встреча лидеров стран Средней Азии и Казахстана обходится без “водного вопроса”. Однако пока дальше общих разговоров дело не идет. Лишь узбеки согласились отчасти покрыть расходы киргизов по Нарыну. Казахи и таджики за речную воду, “данную Аллахом”, платить и не думают. В недалеком будущем у “трех колодцев” могут вспыхнуть нешуточные баталии.

"Общая газета", 21 декабря 2000 года