Министр-дальнобойщик
Глава МВД Казахстана поменял профессию. Что из этого вышло

"Известия", 21 сентября 2000 года

Георгий СТЕПАНОВ

Глава МВД Казахстана Каирбек Сулейменов совершил беспрецедентный в практике мирового чиновничества поступок: проехал инкогнито на груженном арбузами “КамАЗе” от Алма-Аты до Астаны (это более 1200 километров) и выявил 36 взяточников среди работников дорожной полиции, таможенной и транспортной инспекции. Теперь министр знает не понаслышке, что автотрассы его родины не только пыльные, но и “золотоносные”.

Каирбек Сулейменов рассказал прессе в Астане, что хотел лично убедиться в обоснованности жалоб на дорожные поборы. Он устал от бодрых официальных отчетов, опровергающих эти сообщения. Операцию спланировал сам. После возвращения в Алма-Ату с заседания министров стран СНГ Сулейменов тайком, не предупредив подчиненных, сел в кабину “КамАЗа”, который вез 9 тонн арбузов из Чимкента в Астану. Был он, естественно, без погон, в гражданском обличье.

Подготовка оказалась непростой. Пришлось долго искать водителя, который согласился бы в этом участвовать. Каждый отмахивался: “Я что, похож на самоубийцу? Вы уедете, а мне потом жить”. Наконец храбрец нашелся, Сулейменов выдал ему 32 200 тенге (примерно 225 долларов) - специально на взятки. Сидели рядом, поэтому министр видел все. Вдобавок Сулейменов захватил с собой миниатюрные видеокамеру и магнитофон и, будучи профессионалом, сумел зафиксировать нужные моменты на пленку.

Задерживать людей было бы ошибкой - информацию передали бы по цепи. Сулейменов изменил внешность, видимо, прибегнув к макияжу, поскольку усы не приклеивал и парика не надевал. В эту тонкость он журналистов посвящать не стал. Главное - дорожные стражи его не узнавали.

Улов министра удался: в расставленные сети попали девять сотрудников таможенной службы, семь - транспортной инспекции, двадцать один полицейский. Сулейменов так описал процесс передачи взятки: полицейский забирает документы, отдает штатскому лицу, тот садится в машину с частными номерами, берет деньги и отдает документы. Такса колеблется от 200 до 4000 тенге (от 1,4 до 28 долларов). Брали и арбузами. Никто ни разу не проверил кузов машины. “Мы же могли везти что угодно: наркотики, оружие, террористов, трупы”, - возмутился министр-дальнобойщик.

Увиденное он назвал “полнейшим бардаком”. Проведя коллегию министерства, Сулейменов уволил всех выявленных им вымогателей. “К сожалению, мы не смогли привлечь их к уголовной ответственности, - сказал он. - Для этого нужно было составлять протокол задержания на месте”.

Министр решил также ликвидировать все посты дорожной полиции, кроме тех, что стоят на въезде в области. То же самое он посоветовал сделать и руководителям таможни. Сулейменова поразили таможенные посты, приютившиеся в тысячах километрах от границ - посреди бескрайних казахских степей.

“Побывать в шкуре” простого шофера-дальнобойщика - на такое решится не каждый государственный чин, тем более глава МВД. Казахские СМИ просто не находят слов. Для них это из ряда вон выходящее событие. “Мы сомневаемся, что кто-то из министров последует примеру Сулейменова, ведь все остальные предпочитают держаться за ''кресло и делать вид, что все хорошо”, - пишут газеты.

"Известия", 21 сентября 2000 года