Лисаковского пирога на всех не хватит
"Новое поколение" 3 марта 2000 года.
Светлана ГРИБАНОВА
Вообще-то банкротство Лисаковского горно-обогатительного комбината было инициировано правительством: соответствующее постановление вышло 18 октября прошлого года. В нем были оговорены условия процедуры банкротства, причем в случае признания комбината банкротом конкурсному управляющему рекомендовано передать его имущественный комплекс в доверительное управление "Испат-Кармету", являющемуся основным потребителем продукции комбината - обогащенной руды.
Естественно, Лисаковский горсуд постановление выполнил буквально и 1 ноября признал комбинат банкротом, несмотря на то, что еще в октябре группой кредиторов были внесены предложения по реабилитации предприятия с применением санации. Суд не стал рассматривать эти предложения. После нескольких рассмотрении дела о банкротстве в Костанайском облсуде 14 января 2000 года Лисаковский горсуд все-таки выносит решение: признать ГОК банкротом и ликвидировать его.. Предприятие, имеющее особое значение для региона, в сущности градообразующее, где работает 1800 человек, было продано за смехотворную сумму - 70 миллионов тенге, в то время как активы Лисаковского ГОКа составляют 2 миллиарда тенге. Причем новый хозяин, а им стал рекомендованный правительством "Испат-Кармет", задолжал самому комбинату 900 тысяч долларов, или 126 миллионов тенге, за поставленную продукцию.
Некоторые из кредиторов, а именно ТОО "Тобьш", ТОО "Евразия жолы", ТОО АПК "Казагровнешторг", на долю которых приходится более 50 процентов долгов (250 миллионов тенге) Лисаковского ГОКа, объединились, с тем чтобы попытаться вернуть свои деньги. В принципе, они не против самого факта банкротства комбината, однако считают, что при проведении процедуры
был неоднократно нарушен Закон "О банкротстве". В частности, допущено ущемление прав кредиторов, а также непосредственное участие в процессе, кроме назначенного судом конкурсного управляющего В. Долгалева, еще и акима Лисаковска A.Pay: даже объявление о тендере в местных газетах было сделано от имени конкурсного управляющего и акима Лисаковска, что совершенно незаконно.Кредиторы считают, что суть банкротства в том, чтобы с его помощью сохранить имущество и расплатиться с долгами предприятия. В случае же с Лисаковским ГОКом, по их словам, произошло деление на "своих" и "чужих" кредиторов. Их, например, конкурсный управляющий просто игнорирует. Заемщики возмущены бездействием конкурсного управляющего, который должен был составить реестр кредиторов, установить очередность погашения долгов и т.д. Особая заинтересованность акима Лисаковска, как они считают, также имеет свои причины. Дело в том, что по постановлению правительства "Испат-Кармет" должен перечислить на счет акимата 200 миллионов тенге в реабилитационный фонд поддержки среднего и малого бизнеса города, а распоряжаться этими деньгами будет г-н Pay. Сначала предполагалось, что предприятия, которые возьмут на работу бывших работников комбината, за каждого получат 2000 долларов, причем безвозмездно. Теперь, по решению акима, эти деньги пойдут на кредитование предприятий под определенный процент с имущественным залогом. Кредиторы усматривают в передаче денег в распоряжение акима большие возможности для злоупотреблений с его стороны. У кредиторов есть еще два месяца, прежде чем Лисаковский ГОК будет объявлен банкротом. За это время они надеются добиться правды, то есть донести до властей свои предложения по реабилитации комбината или хотя бы вернуть деньги.
"НГГ достаточно часто обращаюсь к теме банкротства, и все предыдущие дела с которыми мы знакомились, наводят на печальные размышления: повернуть вспять процедуру банкротства в нашей стране практически не возможно. Поэтому надежды кредиторов на то, что к их предложениям прислушаются в правительстве, представляются утопическими. Что касается долгов Лисаковского ГОКа, то само правительство создало условия для возникновения сегодняшней ситуации. При общей сумме задолженностей предприятия-банкрота в 500 миллионов тенге в постановлении указано, что в случае недостаточности средств от реализации лота №1 (активы ocнoвного горно-перерабатывающего производства) покупатель должен принять на себя обязательство по погашению остающейся cyммы задолженности по требованию кредиторов второй и третьей очереди, не превышающей 70
миллионов тенге. Понятно, что столь мизерной части лисаковского пирога явно не хватит для удовлетворения всех кредиторов.
"Новое поколение" 3 марта 2000 года
TNSE