Пугачевское восстание в Астане
Корреспондент “ОГ” с места событий неудачной попытки государственного переворота в Казахстане

"Общая газета", 9-15 декабря 1999 года

Владимир ВАДИМОВ

Бунтовщик не нашел точку опоры

Неудачная попытка государственного переворота в Казахстане с целью создания автономии под названием Русский Алтай наделала много шума. Рассказала об этом и “Общая газета” (№ 47). Но для углубленного расследования корреспондент “ОГ” выехал на место событий.

Казахи и “европейцы”

Областной центр Усть-Каменогорск казахи называют на степной манер - Эськемен, что раздражает местных русских. Их, как тут принято говорить - европейцев, в городе подавляющее большинство. Во времена СССР здесь построили оборонные предприятия союзного масштаба, и рабочая сила стекалась со всей страны. Казахов в городе было процентов 10, да и то многие обрусели. Темиржан Канакбаев, коренной усть-каменогорец, признался мне, что до сих пор комплексует по поводу своей национальности: “Обращаются ко мне по-казахски, а я, как собака: все понимаю, а ответить не могу”.

В сельской же местности преобладают казахи, и они сохранили самобытность. Но в последние годы агропромышленный комплекс переживает кризис. Если в конце 80-х область засевала по 800-900 тысяч гектаров зерновых, то теперь не больше 400 тысяч. Притом что территории прибавилось, два года назад в состав Восточно-Казахстанской области вошла и Семипалатинская. Раньше она одна имела более миллиона овец. А теперь их на весь Восточный Казахстан 930 голов. Закрыт знаменитый Семипалатинский мясокомбинат имени Калинина, три крупнейших свиноводческих комплекса. И сельская молодежь двинула в город. Который их не очень-то и ждет. Многие “европейцы” испытывают к представителям титульной нации устойчивую неприязнь. Стоит, говорят, хоть одному получить портфель, как он тут же насажает вокруг себя родственников. Почему-то чаше всего мои собеседники, сетуя на “засилие азиатов, вытесняющих русских”, ссылались на налоговый комитет.

Я туда зашел. Председатель областного налогового комитета Орман Аха-наев вежливо меня выслушал и отправил к Марине Шаговой, начальнику общего отдела.

- Чушь это все, - сказала Марина Юрьевна. - Я заведую делопроизводством, не зная казахского языка. Работать надо, а у нас больше на судьбу жаловаться привыкли. Из 98 сотрудников комитета - казахов только 32 человека.

Но восточный обычай устраивать судьбу родственников дает себя знать. При прочих равных предпочтение отдадут казаху. “Европейцев”, в большинстве своем разобщенных, это раздражает.

- Колбитов (так в Усть-Каменогорске пренебрежительно называют казахов) надо давить, - говорит Эдик Винников, промышляющий извозом. - Если бы люди знали, что задумал Пугачев, его бы многие поддержали. Русских здесь притесняют. Я после института 12 лет в ГАИ проработал. Старлеем пришел, старлеем ушел. А мои однокурсники-казахи уже майоры да подполковники.

Идея Пугачева о создании самоуправляемой территории Русский Алтай (еще лучше - “советский”), думаю, пришлась бы по сердцу и пенсионерам. Обиженные и униженные новым государством ветераны оборонки грустят о брежневских временах и презирают казахов, с которыми связывают все беды, обрушившиеся на них с развалом СССР.

Валгиния Анисимовна Полешко, или - баба Оля, проработала на Ульбинском металлургическом заводе 29 лет. Пенсия - 4600 тенге (32 доллара). За коммунальные услуги, а их в Казахстане оказывают только частные владельцы, ежемесячно отдает половину денег. Оставшиеся делит с безработной дочкой. Уйди баба Оля на пенсию не в 89-м, а на три года позже, и получала бы в два раза больше. Разница между “старыми” и “новыми” пенсиями возникла при переходе с советских рублей на национальную валюту. Этот, в общем-то технический, вопрос не решен до сих пор. У независимого государства не хватает денег и на маленькие пенсии - в декабре баба Оля получит деньги за сентябрь.

- А как мы жили хорошо в почтовом-то ящике. Из самой Москвы приезжали в Усть-Каменогорск за продуктами. Дура бабка, думала, всегда так будет. Не вышло...

Восточный Казахстан имеет общую границу с Россией. Даже внешне эту землю трудно отличить от сибирской. В областном центре большую часть населения составляют русскоязычные. Есть и бытовой национализм. Но любому здравомыслящему человеку должно быть ясно: этого явно недостаточно для переворота.

А были ли вообще заговорщики, или, может, их придумали с неведомой пока для нас целью казахстанские чекисты?

Запугал и сдал

Из 22 задержанных в ночь с 18 на 19 ноября за решеткой сейчас находятся 13 человек. 11 россиян - москвичей, омичей, новосибирцев; гражданин Молдавии и один житель Усть-Каменогорска - Александр Дашков. Остальные 9 усть-каменогорцев были отпущены почти сразу и теперь проходят по делу о государственном перевороте как свидетели. Мне удалось встретиться с одним из них. Ответить на вопросы он согласился лишь при условии, что не будет названо его имя: “Я имею определенные обязательства перед следователем и, если позволю себе лишнего, могу запросто оказаться в числе обвиняемых”.

- Как вы оказались среди бунтовщиков?

- Пугачев позвонил мне и сослался на моего давнего приятеля Владимира Чернышева, в прошлом - местного журналиста, переехавшего в конце 1994 года в Москву. Я перезвонил Володе, и он рекомендовал Пугачева как порядочного человека. Кстати, его настоящую фамилию - Казимирчук - я узнал только после ареста. Что Пугачев проходимец и, возможно, провокатор, и никакая автономия Восточного Казахстана ему не нужна, я понял быстро. Все эти рассуждения об исконно русских землях - сплошная спекуляция. Отделение Восточного Казахстана было нереально даже в 1991 году, когда споры о границах еще имели место.

- Почему же вы не сообщили о Пугачеве властям?

- Возможности Пугачева были ничтожны. К тому же, сообщив, я бы подвел Чернышева. А этого мне не хотелось.

- В отряде Пугачева оказались известные жители Усть-Каменогорска - казачий атаман Сергей Бритвин, депутат горсовета Николай Иванов, бывший высокопоставленный чиновник областной администрации Отяшев. Они тоже оберегали Чернышева?

- Видите ли, все свои связи в нашем городе Пугачев наладил именно через Володю. Они и были ограничены кругом знакомых Чернышева. Слава Богу, что среди чернышовских друзей не оказалось экстремистов. Вряд ли дело закончилось бы переворотом, но кровь могла пролиться. Оружие у нас достать не проблема - это охотничий край.

Но есть и куда более серьезная причина, почему Пугачева покрывали. Предварительно он собрал подробную информацию обо всех, кого собирался привлечь в свою группу. Адреса, телефоны, состав семей. В Усть-Каменогорск Пугачев приехал вместе с бандой человек в пятнадцать. Неудивительно, что его боялись. Запугивал он грубо, обещая за длинный язык убить, отомстить детям. Я и Володю Чернышева не могу осуждать. Не знаю почему, но он смертельно боялся Пугачева.

- Кто входил в его банду?

- Молодые ребята 18-20 лет, шпана. Но вот его помощник Костик Уракаев, действительно, головорез. Он и постарше остальных. И еще Пугачев очень убедительно изображал, что за ним стоят серьезные люди. Какие-то звонки, инсценировки. На уголовника он не похож, хотя на руке татуировка “Витя”. Очень начитан. Общителен, запросто знакомится с людьми прямо на улице. Истеричен. Врун феноменальный. Я еще не встречал человека, который бы блефовал с таким уверенным видом. Хитер. Он как-то заставил Сашу Дашкова разливать горючую смесь, и теперь Саша сидит - его отпечатки нашли на бутылках. Также Пугачев вынудил Николая Иванова написать своей рукой указ “О статусе автономной самоуправляемой территории Русский Алтай”. Такое ощущение, что главной его целью было скомпрометировать как можно больше народа.

- Как же вы собирались выпутаться из сложившейся ситуации?

- Понадеялся на авось. Было ясно, что за два месяца пребывания в Усть-Каменогорске Пугачев мало чего достиг. Не сколотил большую команду, не вышел на влиятельных людей, не добыл оружие. А деньги у него явно заканчивались - его бойцы недоедали. Я все ждал, что Пугачев уедет и оставит нас в покое. 18 ноября он собрал всех в офисе страховой фирмочки - обычной трехкомнатной хрущевке на первом этаже. Мы и раньше собирались там по вечерам - три раза. Никаких планов по захвату акимата - областной администрации, КНБ, милиции Пугачев не строил. Говорил, что намерен обсудить предстоящую встречу с пенсионерами. Но был возбужден, носился по квартире с двустволкой, потом вручил ее одному из своих бойцов и поставил его на входе. Уракаев ездил по квартирам с двумя сопровождающими, привозил всех, кто не хотел приходить. Когда все собрались, в квартиру ворвались каэнбэшники. Думаю, что всех сдал сам Пугачев. Ему был нужен громкий скандал, и он его добился. А вот для чего - вопрос. Но на него у меня ответа нет.

У разбитого ящика

Полвека назад в Восточном Казахстане заложили гигантские предприятия. Ульбинский металлургический завод (УМЗ) обеспечивал ядерным топливом все АЭС в СССР и Восточной Европе, вырабатывал весь “советский” тантал и бериллий. Свинцово-цинковый комбинат (ныне - Казцинк) кроме свинца и цинка производил золото, серебро, медь, кадмий, ртуть и бог знает что еще. Титано-магниевый комбинат (ТМК), как ему и положено, выдавал титан и магний. Только на этих трех “почтовых ящиках” работали около 50 тысяч человек.

Сегодня лишь Казцинку удалось вернуться к прежним, еще советским, объемам производства. ТМК снизил его в два раза, УМЗ - почти в четыре. Последнему не повезло с рынком сбыта. Если Казцинк и ТМК работают для Запада, то УМЗ продает ядерное топливо в Россию. Берут охотно, но вовремя не расплачиваются. По неофициальной информации, долг российских атомщиков заводу составляет 90 миллионов долларов.

Восточно-Казахстанской области срочно требуются грамотные менеджеры и инвесторы. А вместо них вдруг приезжает атаман со своей братвой, которых никто не ждет. Ну и где им место, если не в крепости?

Готовясь взять власть в свои руки, Виктор Казимирчук-Пугачев составил список лиц, подлежащих физическому устранению. В нем 28 фамилий. Из них русских - 11. В том числе и женщина - Вера Сухорукова, мэр Усть-Каменогорска. Таков наш патриот, написавший в своей Декларации (орфография сохранена): “Хватит устраивать меж этнические конфликты и геноцид русского народа”.

"Общая газета", 9-15 декабря 1999 года