Нурбулат Масанов: "Я попал в цель: вскрыл "гнойные нравы" общества"

В связи с тем, что имя и труды известного историка и политолога доктора исторических наук, профессора Нурбулата Масанова неоднократно упоминались на последней встрече президента Нурсултана Назарбаева с интеллигенцией, мы обратились к нему с просьбой разъяснить, чем же вызвано такое повышенное внимание к его скромной персоне.

- Нурбулат, на последней встрече президента Нурсултана Назарбаева с интеллигенцией Ваше имя. Ваши работы либо намеки на них неоднократно фигурировали в выступлениях чан самого президента, так и ряда участников встречи. Как бы Вы могли это прокомментировать?

- Я не удивлен таким вниманием к моей персоне. За последние 5-б лет против меня, по самым скромным оценкам опубликовано более 200 различных работ, статей и просто отдельных высказываний. И прозвучавшую в мой адрес критику воспринимаю как самую высокую оценку моей скромной работы, поскольку считаю ее весьма позитивной и полезной для нашего общества.

Уверен, что подлинным предназначением интеллигенции является критика власти, изобличение ее пороков, скрытых мотивов ее действий и отстаивание исторической правды в интересах общества, народа, будущего попреки конъюнктуре, лжи, корысти и субъективизму властьпредержащих. Это обусловлено тем, что, зная больше простых людей, обладая профессиональными навыками интеллектуальной работы, интеллигенция глубже других понимает причинно-следственную связь поступков и заявлений власти и умеет читать как бы "между строк", умеет отделять "зерна от плевел". Поэтому подлинная интеллигенция не может оставаться в стороне от происходящих в обществе и государстве процессов и обязана, проникнувшись чувством ответственности за судьбы демоса и социума, отстаивать их интересы всеми доступными средствами и прежде всего голосом разума, посредством апелляции к общественному сознанию, будировать неразумных, сирых и убогих, взывая к их чувствам, во имя жизни самого народа, будущего их детей и нашего государства.

Во все времена и эпохи быть интеллигентом означало занимать некую нравственную позицию. Подлинная интеллигенция всегда была совестью народа, глубоко переживая его боль и страдания, понимая, что слабость одних не дает основания беспредельному эгоизму власти. Интеллигенция в историческом выборе между силой и слабостью, властью и демосом всегда и везде вставала грудью на защиту простого народа и, не колеблясь ни минуты, шла на Голгофу во имя принципов справедливости и жалости, признания права униженных на жизнь и свободу.

Есть ли такая настоящая, подлинно совестливая и честная интеллигенция у нас в стране? Есть ли у нас свои Чаадаевы, Герцены, Чернышевские, Бунины, Солженицыны, Неруды, Гавелы, Амаду, Сахаровы, Ганди, Манделы, Мартины Лютеры Кинги? Не знаю. Есть отдельные интеллигенты, которые глубоко сопереживают, но нет личностей, готовых вознестись на алтарь. И если бы Вы меня спросили, есть ли у нас в стране подлинная интеллигенция, то скорее всего я ответил бы на этот вопрос отрицательно. Не считать же интеллигенцией тех, кто толпится в коридорах власти, выпрашивая звания, премии, награды...

Еще в советское время тоталитарной номенклатурой у нас была создана эрзац-интеллигенция, призванная обслуживать власть. Наплодились лже-писатели, воспевавшие революцию и великие деяния советской власти. Наплодились лже-историки, воспевавшие коммунистическую партию и ее деятелей. Наплодились лже-философы, создавшие лже-теории научного коммунизма. Наплодилось много разного рода лже-патриотов, лже-ученых... И так можно перечислять до бесконечности.

На мой взгляд, у нас в стране тонкий слой находящихся в состоянии фрустрации лже-интеллектуалов и технократов, готовых обслуживать власть ради куска хлеба. Но нет почти озабоченной судьбой народа интеллигенции.

- Нурбулат, на этом совещании в Ваш адрес по поводу статьи "Казахская политическая и интеллектуальная элита: клановая принадлежность и внутриэтническое соперничество" прозвучало немало обвинений в "продажности", стремлении "противопоставить и поссорить политическую элиту", в том, что эта статья написана по заказу и оплачена Россией, Соросом и другими, с тем, чтобы опозорить народ.

- Эта статья была написана в августе 1995 года, хотя материалы для нее начал собирать давно - еще в начале 80-х. В принципе я готов написать на эту тему книгу, но понимаю, что ее время еще не пришло. Это дело будущего. И наша современная жизнь дает много фактических данных. Многие тезисы из статьи подтверждаются объективными реалиями современной политической ситуации.

Как и все мои работы, эта статья была написана только по моему собственному желанию. Первоначально я предложил ее опубликовать "Каравану", но там мне отказали. Затем безуспешно предлагал ее различным казахстанским изданиям, но ни одно из них не решилось напечатать. И только после этого, в конце 1995 года, предложил ее московскому независимому журналу "Вестник Евразии", в котором она вышла в 1996 году.

Насчет продажности. За публикацию данной статьи я не получил ни одного тенге гонорара.

Все, кто хоть немного меня знают, наверняка засвидетельствуют, что я никогда не продавался - ни в советское время, ни тем более сейчас, когда мне идет пятый десяток. Я не продавался ни за звания, которых у меня нет, ни за деньги, которых тоже нет, ни за должности, которых я никогда не занимал, и сейчас, видимо, лишусь своего последнего скромного места - "профессора" КазГУ, поскольку, судя по всему, не буду "переизбран" на новый срок. Я всегда делал и буду делать лишь то, что соответствует моим принципам и представлениям о чести и достоинстве.

Поэтому заявления о продажности воспринимаю, как отсутствие реальных аргументов против моей персоны и просто как ненависть к Правде и Истине. Тем более, что я рассмотрел в этой статье лишь "историю кадровых перестановок в составе казахского истеблишмента" с точки зрения кланового фактора и не более того, оговорившись при этом, что "кадровые пертурбации определялись не одной только генеалогией". И все. Но я попал в цель, вскрыв один из "гнойных нарывов" нашего общества, и именно этим вызвал раздражение "сильных мира сего". Поэтому я и воспринимаю критику, прозвучавшую в мой адрес, как признание скромных заслуг на пути моего стремления отстаивать интересы народа.

Беседовал Бигельды ГАБДУЛЛИН,

"ХХI ВЕК", 27 марта 1998 года, № 6