Назарбаев боится возмездия,
но уйти в отставку не спешит

Вашингтон, 20 августа 2001 года

Бигельды ГАБДУЛЛИН

В Астане продолжается суд над лидером казахстанской демократической оппозиции Акежаном Кажегельдиным. Известные представители общественности страны отмечают, что это явная попытка политической расправы над основным соперником президента Назарбаева. "Не будь оппозиционера Кажегельдина, не было бы и этого процесса" - очень точно выразил свое мнение известный правозащитник Евгений Жовтис.

Судят А.Кажегельдина заочно – это новое изобретение казахстанской диктатуры, которая конвульсирует в бессильной истерике, боясь ожидаемой расплаты перед американским правосудием осенью этого года. Президент Назарбаев настолько напуган предстоящим возмездием, что потерял всякую выдержку. Неслучайно он дал задание своим судьям – завершить процесс над экс-премьером А.Кажегельдиным до 25 августа!

В связи с этим фарсом мне вспоминается недавнее выступление Кажегельдина в Вашингтоне перед группой казахстанских журналистов.

Обращаясь к аудитории, он сказал: "Я сейчас покажу вам некоторые документы по приватизации в Казахстане. Пожалуйста, изучайте, копируйте, задавайте любые вопросы. В первую очередь, у моих коллег не должно быть сомнений по поводу моей деятельности. Могу честно сказать вам, что у меня и моих близких нет ни вилл, ни лимузинов, ни тайных счетов. Все, что имею, отдаю нашей совместной борьбе за свободу в Казахстане… Если Назарбаев честен и готов это доказать, то пусть же воспользуется моим давним предложением провести теледебаты вдвоем. Мало того, все обвинения против меня пусть рассмотрят в любом независимом суде за рубежом".

Затем оратор поведал нам об отлаженной системе хищений и поборов, сложившейся в Казахстане под руководством президента Н.Назарбаева. С документами в руках он наглядно показал взаимосвязь и взаимозависимость власти и воровства, их системное единство.

Экс-премьер Казахстана рассказал, как его обвиняли во владении крупной недвижимостью за рубежом, как потом акцент был сделан на "компромате" из Бельгии – якобы, у него за рубежом есть счета, с помощью которых приобретались особняки и акции иностранных компаний.

Парадокс заключался в том, что на самом деле недвижимость в Бельгии принадлежала самому Назарбаеву. Позже выяснилось, что покупали ее для президента металлургические "боссы" – Машкевич, Шодиев и Ибрагимов.

Самым забавным в этой истории является вот что: обвинения в том, что Кажегельдин владеет недвижимостью (виллами) в Бельгии, привлекли внимание бельгийских правоохранительных органов, которые со своей стороны предприняли расследование и выяснили, что вилла-то принадлежит Алмазу Ибрагимову – одному из организаторов пропрезидентской Гражданской партии Казахстана.

Попутно замечу, что в бельгийской столице в июле текущего года Александру Машкевичу, Патоху Шодиеву и Алиджану Ибрагимову вынесено обвинение в отмывании средств, имеющих преступное происхождение.

Как сообщил орган деловых кругов США, газета "Уолл-Стрит джорнэл" 7 июля 2001 года, это обвинение бельгийской прокуратуры основывается на расследовании, проведенном в связи со скандальным изгнанием из Казахстана компании “Трактебель”, контролировавшей энергетику Алматы и магистральные газопроводы Казахстана. Компания потребовала вернуть ей 55 млн. долларов, уплаченные ею за право вести бизнес в Казахстане. Эта сумма, сообщает “Уолл-Стрит джорнэл”, была оформлена как гонорар за консультационные услуги и переведена трем фигурантам ведущегося процесса. Осведомленные лица в Астане и Брюсселе уверены, что обвиняемое трио – посредники, в то время, как реальным получателем трактебельских миллионов мог быть только Нурсултан Назарбаев. Именно такой трактовки придерживается и официальный представитель прокуратуры Брюсселя Джос Колпен.

Жаль, что президент Н.Назарбаев не политик. На его месте любой мало-мальски уважающий себя человек немедленно ушел бы в отставку и попытался защитить свое имя. Увы, для таких смелых и благородных шагов у него не осталось ни морального права, ни доказательств, ни времени.

Вашингтон, 20 августа 2001 года