Швейцария не вернет деньги Назарбаеву
Интервью Генерального прокурора Женевы Б. Бертосса

Алма-Ата, 11 сентября 2001 года

В распоряжение ИАЦ “Евразия” поступил текст интервью Генерального прокурора Женевы Бернарда Бертосса, который под запретом цензуры не был опубликован ни одной из газет Казахстана и его стран-соседей. Б. Бертосса встретился в Женеве с группой журналистов из стран Центральной Азии, которая находилась в Швейцарии по приглашению консульства этой страны в Казахстане.

12 журналистов из этих стран участвовали в разговоре, но никто из них не смог (а кто-то по соображениям безопасности – не захотел) добиться публикации сенсационного по своей определенности заявления всемирно известного швейцарского прокурора. Хотя вопросы, которые они задавали, и ответы, которые получили, способны были бы вызвать политический кризис и уход в отставку любого демократического правительства или президента. Но, как известно, в Центральной Азии таких правительств и президентов нет.

Среди множества вопросов, заданных Б. Бертосса ключевым был такой: есть ли в банках Швейцарии счета руководителей четырех центрально-азиатских стран – Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Туркменистана. По двум последним генпрокурор ответил, что этими странами еще не занимались. Что же касается Казахстана и Киргизии, то здесь разговор был вполне предметным. Генеральный прокурор подтвердил факт ареста личных счетов Нурсултана Назарбаева, Нурлана Балгимбаева, их родственников и соучастников. Он поставил под сомнение возможность возврата этих денег в Казахстан до тех пор, пока у власти там находятся коррупционеры.

Прокурор Бертосса внес ясность в историю скандала “Казахгейт”. Оказалось, что счета Н. Назарбаева и его окружения, на которые поступали сотни миллионов долларов от американских нефтедобывающих компаний, были обнаружены по “прямой наводке” спецслужб Казахстана. Они обратились к властям Бельгии, пребывая в ложной уверенности, что у лидера оппозиции Акежана Кажегельдина в этой стране имеется незаконно приобретенная собственность. Бельгийская прокуратура, не найдя ничего подозрительного у себя дома, обратилась к властям Швейцарии с просьбой о помощи. Результат превзошел все ожидания: “Власти Казахстана хотели обвинить Кажегельдина в тех действиях, которые, как оказалось, они сами и совершили. В нашем деле фамилии Кажегельдина в списках по счетам нет”, - пояснил Генеральный прокурор кантона Женева.

Это был не единственный случай провала операций казахстанских спецслужб по компрометации бывшего премьер-министра. В конце прошлой недели в Алма-Ате было распространено решение суда на Антильских островах, согласно которому ни Акежан Кажегельдин, ни члены его семьи не владеют компанией “Ластона”, через которую, якобы, бывший премьер приобретал недвижимость в Бельгии.

Ниже мы приводится интервью Генерального прокурора кантона Женева Б. Бертосса, данное им центрально-азиатским журналистам. Его текст подготовлен известной казахстанской журналисткой, директором Казахстанского представительства Британского института по освещению войны и мира Розланой ТАУКИНОЙ.

Вопрос: Господин Бертосса, вкратце, что такое швейцарский прокурор?

Бертосса: прокуроры Швейцарии избираются населением на 6 лет, на новых выборах никто не гарантирован, что его вновь переизберут на новый срок. Решения суда, прокурора и других не зависят ни от позиции правительства, ни от парламента. Судебные власти Швейцарии – легитимная и очень независимая ветвь власти.

Вопрос: Исторически, Швейцария была страной банковской тайны, что и обеспечивало приток сюда огромных капиталов со всего света, включая, скажем так, не совсем законные. Почему же вдруг именно Швейцария стала столь неуютным местом для хранения денег, выкаченных за годы реформ из СНГ самими “реформаторами”?

Б.Бертосса: С 90-го года в уголовном кодексе Швейцарии появилась статья о преследовании за “отмывание” денег. То есть действий, носящих преступный характер. Предусмотрено также, что обвинение в “отмывании” может предъявляться тем странам, где находится источник этих денег. Такими источниками стали многие европейские страны. Поэтому мы имеем много дел международного значения.

В связи с тем, что деньги находятся и скрываются в Швейцарии, несмотря на то, что сам факт нарушения произошел за ее пределами, мы накладываем аресты на эти деньги, а затем с органами юстиции тех стран, где было совершено преступление, разбираем состав этих преступлений. Репутация надежного “сейфа” для нечистых денег только вредит коммерческому авторитету банков. Сами банки да и мы не намерены поддерживать имидж банков, где можно хранить нечистые деньги. Думаю, постепенно это движение распространится по всему миру. Поэтому, сохраняя судебную тайну, я могу рассказать только то, что уже было предоставлено в документах и опубликовано в прессе.

Вопрос: Были ли у вас судебные поручения из стран нашего региона, Центральной Азии?

Б.Бертосса: да, недавно были арестованы ценные металлы. Власти Кыргызстана обратились с просьбой о возвращении металлов, сданных в страну на хранение, и мы их вернули. Был пакет из Казахстана, в котором от имени государства опротестовывался арест денег, находящихся в банках Женевы. В частности, речь шла о счетах такой политической фигуры, как президент Казахстана Назарбаев. Он располагает в Швейцарии банковскими счетами, на которые поступили весьма значительные суммы. Главным образом, от нефтяных компаний.

Вопрос: Скажите, для того, чтобы возбудить уголовное дело, обязательно ли иметь судебное поручение или же публикация в газете может стать поводом для запроса? Например, у киргизских СМИ было несколько судебных тяжб с президентом Акаевым. Они все процессы выиграли. А их ходатайства запросить швейцарские власти судами не были удовлетворены.

Б.Бертосса: Ну, знаете, я не могу встать утром и сказать, что сегодня начинаю следствие против Акаева. Для этого необходимо поручение. Однажды следствие началось по поручению московской прокуратуры. Но иногда нам приходилось открывать дело и на основе публикаций, если в них содержались ссылки на факты, которые можно было проверить. Например, если бы я читал кыргызские газеты и узнал, что президент этой страны имеет счета в Швейцарии, то этого факта недостаточно для открытия дела. Если же были ссылки на конкретный счет и подозрения, что деньги поступали не в качестве зарплаты президенту, то тогда было бы основание для начала проверки. Особенно если это касается президента страны, которая не может себя прокормить.

Вопрос: С 1993 года в Кыргызстане был большой скандал, связанный с вывозом 1915 кг золота с помощью известного Вам Бориса Бернштейна. Было известно, что золото поступило в Швейцарию на завод “Металлор”, затем средства поступили на счета компании или руководителей компании “ИКА Интернейшэнел Компани”, которая была зарегистрирована в Либерии. Немного акций этой компании принадлежало и “Себеко групп”. Нас интересует, где эти деньги и кто по ним получает дивиденды, кто может инициировать судебное разбирательство по этому поводу?

Б.Бертосса: в принципе мы осуществляем сотрудничество только с судебными властями. Мы не имеем разрешения давать какую-либо информацию ни парламенту, ни министру. Но любой гражданин или бывший депутат может рассказать об этой ситуации, поможет нам раскрыть ее. Сам же факт нелегального вывоза золота не рассматривается как преступление. За последние 10 лет мы получили несколько исков из бывших Советских республик, которые заявляли о нарушении национального законодательства о вывозе капитала. Но по Швейцарскому праву вина не доказана.

Вопрос: Как продвигается следствие по Казахстану?

Бертосса: Необходимо получить доказательства этого преступления. Надо, чтобы и сами власти этой страны, в данном случае Казахстана, оказались заинтересованы в этом и предоставили элементы доказательств. Я ничего не видел оттуда, кроме заявления генерального прокурора Казахстана о том, что его не удивляет происхождение денег, находящихся в Швейцарии. Будем надеяться, что казахстанская правоохранительная юстиция проявит к этому интерес. Например, американские судебные власти очень интересуются этим вопросом. Мы в соответствии с нашими законами сообщили некоторые факты американцам, потому что те суммы, которые были перечислены на счета казахских правителей, были выписаны платежными поручениями от имени американских нефтяных компаний. Американское законодательство единственное в мире до 2000 года наказывало за попытку подкупа зарубежного юридического представителя.

С прошлого года законодательство некоторых стран - членов организации стран экономического сотрудничества и развития, в том числе и Швейцария, предусматривает наказание за коррупцию зарубежного общественного деятеля.

Вопрос: В российской прессе упоминалось, что речь идет о четырех счетах казахстанского президента и экс-премьер-министра Нурлана Балгимбаева, открытых на имя их дочерей. Какова сумма на этих счетах, будут ли они когда-нибудь разморожены и вернутся ли эти деньги в казахстанский бюджет, народу Казахстана?

Б.Бертосса: Не имею права назвать точную сумму. Несколько десятков миллионов долларов. Действительно, в этом деле участвует несколько человек. Нет фамилий, которые бы я прибавил к вашему списку. Относительно будущего средств, которые временно арестованы в Швейцарии, могу сказать, что к ним будут применены методы общего характера.

Имеется несколько счетов, в отношении которых есть подозрение, что они получены в результате коррупции либо от недобросовестного соблюдения общественных интересов своей страны. Наша политика направлена на то, чтобы конфисковать и вернуть деньги зарубежному государству, правители которого показали себя нечистоплотными. Вопрос в том, будут ли у власти в государстве те же персоналии, что эти средства “увели”. Пока ситуация на сегодня не конкретизировалась. Каждый раз, когда возникала ситуация вернуть деньги в ту или иную страну, это сделать не всегда получалось, так как местные власти не всегда готовы преследовать виновных лиц. В прошлом году значительные суммы мы отдали Украине по делу бывшего премьер-министра Лазаренко. Часть блокированных средств вернули в Либерию.

Что касается средств Назарбаева, то даже если нам удастся их конфисковать, мы не сможем их сразу вернуть. В принципе у нас на это нет юридических обязательств, мы не обязаны это делать. Но есть обязательства политического характера. Швейцария не захочет оставлять у себя средства, связанные, например, с коррупцией. Есть еще вариант передать эти деньги международным организациям или ждать другого времени.

Вопрос: Есть ли счета на имя Кажегельдина и проходит ли он по этому делу?

Б.Бертосса: Я не знаю его лично, но передайте мои наилучшие пожелания ему. С него все и началось. Власти Казахстана обратились в Бельгию, затем судья Бельгии послал запрос нам. Таким образом началось данное расследование. Власти Казахстана хотели обвинить Кажегельдина в тех действиях, которые, как оказалось, они сами и совершили. В нашем деле фамилии Кажегельдина в списках по счетам нет.

Вопрос: Если Казахстан не пойдет с вами на сотрудничество по расследованию швейцарских счетов руководства, оно может быть закрыто?

Б.Бертосса: Риск всегда есть. Но пока оснований нет, я не передам дело в архив.

Вопрос: Вам не предлагали взятки? Вашей жизни может быть угроза?

Б.Бертосса: Это что-то невообразимое в Швейцарии. Даже если вы получите комиссионные – в этот же час будете арестованы и окажетесь в тюрьме. В начале 21 века убийство швейцарского прокурора не представляет никакого интереса для серьезной криминальной организации. Результат будет обратный. Это послужит для усиления борьбы.

Алма-Ата, 11 сентября 2001 года