В Астане начинается суд
А подсудимый, между тем, посетил Москву

Республика-2000, 17 августа 2001 года

Нури МУФТАХ

Сегодня в Астане начнется судебный процесс по уголовному делу, в котором следственными органами обвиняемым признан экс-премьер Казахстана Акежан Кажегельдин. Несмотря на то, что обвинение ему лично не предъявлено, с материалами уголовного дела он не ознакомлен и копия обвинительного заключения ему прокурором не вручена, дело было направлено в суд.

Другой же "особенностью" этого уникального дела является то, что оно будет рассмотрено Верховным Судом как судом первой инстанции. Эта редкая в казахстанском правосудии практика, по утверждению некоторых наблюдателей, придумана организаторами шоу-судилища для того, чтобы затруднить будущему осужденному процесс обжалования приговора суда.

Какие же обвинения предъявляются экс-премьеру? По утверждению одного из руководителей МВД Казахстана Бексултана Сарсекова, он обвиняется в превышении власти и служебных полномочий, неоднократном получении взяток в крупных размерах, незаконном приобретении и хранении оружия, а также в уклонении от уплаты налогов.

На пресс-конференции в Астане замминистра утверждал, что "сумма взяток исчисляется миллионами долларов", а нанесенный государству ущерб - "сотнями миллиардов тенге". Будучи премьер-министром, Кажегельдин, по утверждению следствия, незаконно предоставлял льготы частным компаниям в сфере налогового и таможенного законодательства, чем причинил государству ущерб "в особо крупном размере".

В этой связи небезынтересно послушать и другую сторону - непосредственного "виновника" головной боли власти. В недавнем интервью на вопрос журналиста о количестве уголовных дел, возбужденных против него, Кажегельдин ответил: "Я не знаю. Они их тайно возбуждают, приостанавливают, опять открывают... Где-то я читал, что сейчас 9 дел в производстве. Потом их объединили в одно. Все они шиты политическими нитками, оттого развалить их совсем несложно... Знаете, волновало первое уголовное дело - о якобы неоплаченных налогах. Я переживал очень сильно. Вот же квитанция, вот банковский перевод, вот декларация! Неужели они могут так нагло фальсифицировать обвинение, возмущался я... Второе обвинение воспринял уже спокойнее: виллы в Бельгии, фирмы на каких-то островах. Там было проще, потому что на Западе есть регистры, в которых все зафиксировано... Дальше я уже перестал реагировать... Причем все - туфта, придуманная бездарно, неизобретательно. Вот один из экономических советников Назарбаева заявляет, что дал мне 100 миллионов долларов наличными взятку. 100 миллионов долларов - это десять тысяч банковских бандеролей! Он их на инкассаторской машине привез, в коробках из-под мебели в кабинет втаскивал? Эту наличность надо было в каком-то банке получить, я так понимаю. Или он их привез из Австрии на самолете?.."

Вот такое уголовное дело будет рассматривать самая высшая инстанция правосудия Казахстана - Верховный Cуд. Статья 339 Уголовного кодекса запрещает вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда, поэтому воздержимся от прогнозов по исходу процесса, но каждому здравомыслящему человеку понятно, что ранее Ю.Хитрин, а нынче Б.Сарсеков так усердно и настойчиво приглашали А.Кажегельдина не на блины.

Нам известно и то, как отнесся экс-премьер к этим приглашениям. Отказываясь от такой чести, в то же время он заявил: "Я готов к выступлению на открытом процессе. Вспомните, я предлагал рассмотреть обвинения против меня в российском суде или любом суде на Западе... Что касается поправок к закону о борьбе с коррупцией, особенно разрешающих заочные суды, говорят, ...специально для меня внесли, чтобы судить заочно. Ничего, кроме нового позора, властям это не прибавит... Цель заочного суда заключается в том, чтобы создать очередной предлог для отстранения меня от участия в выборах..."

К этому стоит добавить лишь то, что это интервью он дал два месяца назад, 18 июня 2001 года. Как будто в воду глядел...

Между тем, как нам сообщил заслуживающий доверия московский источник, на прошлой неделе экс-премьер побывал в Москве. Его тепло встретили и обеспечили безопасность пребывания. Акежан Кажегельдин встречался со своими соратниками по партии, а также некоторыми российскими политиками, с которыми обсудил проблемы Казахстана. После завершения всех дел, в конце прошлой недели, он улетел в одну из западных стран. Сообщая об этом, наш источник добавил: "Прощаясь в аэропорту, Акежан Магжанович сказал, что в сентябре начнутся слушания по "Казахгейту", а там и выборы на носу, так что осталось ждать недолго..."

Возникает вопрос, знала ли наша Генпрокуратура о визите "объявленного в международный розыск" опального экс-премьера в Москву? Очевидно. А если не знала, тем хуже для нее...

http://www.respublica.boom.ru/

Республика-2000, 17 августа 2001 года